Лахтинско-Правобережная линия

Лахтинско-Правобережная линия

19.12.2020


Четвёртая линия Петербургского метрополитена, также известная как Правобережная, или оранжевая линия, соединяет центр с юго-восточными районами Санкт-Петербурга на правом берегу Невы. Несмотря на название, полностью «правобережной» никогда не была, так как станция «Площадь Александра Невского», входящая в линию с первого дня её существования, находится на левом берегу Невы, и в данный момент лишь половина станций линии расположена на правом берегу. В планах называется Лахтинско-Правобережной или Правобережно-Лахтинской.

Единственная линия, где все станции — глубокого заложения, а также расположенная полностью под землёй (до 3 октября 2019 года таковой являлась Фрунзенско-Приморская линия, потерявшая эту особенность в связи с открытием наземной станции «Шушары»).

До 7 марта 2009 года в состав Лахтинско-Правобережной линии входил участок Фрунзенско-Приморской от станции «Садовая» до станции «Комендантский проспект»: в этот день была открыта станция «Спасская», которая в настоящее время является конечной станцией Правобережной (4-й) линии.

Линия не имеет собственного электродепо, её обслуживанием занимается электродепо ТЧ-3 «Московское»

История

Хронология пусков

Серым выделены станции, ныне функционирующие в составе пятой линии.

История переименований

Станции

Все станции Лахтинско-Правобережной линии имеют островные платформы.

Типы станций

Колонная станция глубокого заложения

Впервые на Лахтинско-Правобережной линии станции такого типа появились в первой очереди на пусковом участке «Проспект Большевиков» — «Площадь Александра Невского» в 1985 году.

На 2020 год таких станций на Лахтинско-Правобережной линии три:

  • «Достоевская» (1991),
  • «Площадь Александра Невского» (1985),
  • «Улица Дыбенко» (1987).

Односводчатая станция глубокого заложения

Данный тип станции представляет собой однообъёмный большой зал. Впервые на Лахтинско-Правобережной линии станции такого типа появились в первой очереди на пусковом участке «Проспект Большевиков» — «Площадь Александра Невского» в 1985 году.

На 2020 год таких станций на Лахтинско-Правобережной линии четыре:

  • «Лиговский проспект» (1991),
  • «Новочеркасская» (1985),
  • «Ладожская» (1985),
  • «Проспект Большевиков» (1985).

Пилонная станция глубокого заложения

Единственная действующая на Лахтинско-Правобережной линии станция такого типа — «Спасская» — появилась в 2009 году. В настоящий момент строятся ещё 2 пилонные станции — «Театральная» и «Горный институт».

Пересадки

С запада на восток:

Депо и подвижной состав

Депо, обслуживающие линию

Количество вагонов в составах

С момента запуска и по сентябрь 2019 года на линии ходили шестивагонные поезда. Потенциально линия проектировалась и строилась для пропускной способности 40 пар поездов в час по 8 вагонов каждый. С сентября 2019 года количество вагонов увеличилось до семи.

Типы вагонов, использовавшихся на линии

Перспективы

Планируется продление четвёртой линии в западной её части как минимум на Васильевский остров.

В южном направлении за станцией «Улица Дыбенко» планировалось построить ещё две станции «Кудрово» и «Юго-Восточную» с комплексом электродепо «Правобережное». В 2008 году их планировалось построить не ранее 2016 года, однако из «Программы развития метрополитена до 2025 года» эти станции оказались исключены. В октябре 2011 года была достигнута договорённость, что финансирование строительства станции «Кудрово» будет поделено между бюджетами Санкт-Петербурга, Ленинградской области и Федеральным бюджетом.

Было запланировано продление линии до Лахты (поэтому на ряде планов линия обозначалась как «Заневско-Лахтинская»). Эти планы были отменены на совещании 2 сентября 2010 года у губернатора В. Матвиенко, посвящённом строительству новых станций метрополитена. По новому варианту линия будет проведена до конечной станции «Морской фасад». 28 июня 2011 года было принято решение о том, что линия всё-таки будет продлена за станцию «Морской фасад». В феврале 2019 года определены места расположения на поверхности перспективных станций. Станция «Гавань» появится южнее пересечения Наличной улицы и Шкиперского протока, а станция «Морской фасад» — на намывной территории в пешей доступности от пассажирского порта.

Строительство

В рамках контракта между ОАО «Метрострой» и Комитетом по развитию транспортной инфраструктуры Петербурга 3 февраля 2017 года начата проходка тоннеля, который соединит «Спасскую» со строящейся станцией «Горный институт». «Метрострою» предстоит построить два перегонных тоннеля диаметром 5,63 м общей протяжённостью 5,5 км.

14 декабря 2017 года проложен первый перегонный тоннель от станции «Горный институт» до станции «Театральная». Встречный тоннель ещё в работе. С февраля по декабрь 2017 года в ходе работ тоннелепроходческий комплекс прошёл 2204 метра

11 сентября 2019 года проложен второй перегонный тоннель от станции «Горный институт» до станции «Театральная». С июля 2018 по январь 2019 года в ходе работ тоннелепроходческий комплекс прошёл 1287 метров.

Зима 2019 — лето 2020 - пройден первый перегонный от станции «Театральная» до станции «Спасская» в ходе работ тоннелепроходческий комплекс прошёл 700 метров.

Технические подробности

На линии основным средством сигнализации является АЛС-АРС. В качестве дополнительного средства используется автоблокировка без автостопов и защитных участков. Нормальное положение светофоров — погашенное. На линии используется система автоведения «ПУАВ».

Статистика

  • Средняя глубина заложения линии — 63 метра. Самая глубокая станция — «Проспект Большевиков» (68 метров), самая «мелкая» — «Площадь Александра Невского» (60 метров).
  • На линии четыре односводчатых станции («Проспект Большевиков», «Ладожская», «Новочеркасская», «Лиговский проспект»); две колонных («Площадь Александра Невского» и «Достоевская»); одна колонно-стеновая («Улица Дыбенко»); одна пилонная («Спасская»).
  • Самая загруженная станция линии — «Ладожская».
  • Среднее время поездки составляет 18 минут.