Сальвадор (фильм, 1986)

Сальвадор (фильм, 1986)

19.12.2020


«Сальвадор» (англ. Salvador) — фильм режиссёра Оливера Стоуна, вышедший в 1986 году и номинированный на премию «Оскар».

Сюжет

Американский журналист Ричард Бойл специализируется на материалах из «горячих точек». Из-за сложного характера и тяги к спиртному он остаётся без работы, без денег и от него уходит жена. Услышав, что в Сальвадоре накаляется обстановка, Бойл решает отправиться туда на свой страх и риск — собрать материалы и попытаться продать в какое-нибудь солидное издание. Подбив на поездку своего друга Рока, поначалу Ричард едет в Сальвадор как на курорт — за дешёвой выпивкой и развлечениями.

Реальность оказывается суровой. Бойл сразу попадает в самое пекло переворота 1980 года, и на его глазах происходит убийство архиепископа Оскара Ромеро. Он оказывается у красных партизан и у правых и едва остаётся жив. Журналист встречается с продажными политиками, с монашками, которые спасают от смерти раненных детей. Пулемётной очередью убивает друга Бойла — фотографа Джона Кэсседи, искавшего тот самый «волшебный кадр», который бы запечатлел суть войны.

В концовке, пытаясь вывезти из Сальвадора свою супругу, местную девушку Марию, — Бойл лишается и её. Марию задерживает и отправляет назад иммиграционная служба США.

Фильм заканчивается титрами, из которых зритель узнаёт, что кадры Кэссиди всё-таки опубликованы, Мария и дети выжили, Бойл продолжает искать её и детей.

В ролях

  • Джеймс Вудс — Ричард Бойл
  • Джеймс Белуши — доктор Рок
  • Майкл Мерфи (англ.) — посол Томас Келли (прототип — посол Уайт)
  • Джон Сэвидж — Джон Кэсседи
  • Эльпидия Каррильо — Мария
  • Тони Плана — Максимилиано Казанова, «Майор Макс» (прототип — майор д’Обюссон)
  • Колби Честер — Джек Морган, аналитик госдепартамента
  • Синтия Гибб — Кэти Мур
  • Уилл МакМиллан — полковник Бентли Хайд старший
  • Валери Уайлдмэн — Полин Аксельрод

Критика и значение

«Сальвадор» ознаменовал возврат в режиссуру Стоуна после пятилетнего перерыва. До этого, после «Руки» (1981), которая не была особо замечена критиками и зрителями, он в основном занимался написанием сценариев. Фильм получил в целом вполне положительные отзывы критиков, номинации престижных премий, хотя с $1.5 млн в домашнем прокате не стал хитом кассовых сборов.

Явное достоинство картины — яркий реализм, энергия которая передаётся зрителю правдой жизни. Восприятие окружающего мира глазами главного героя — циничного журналиста, который успел побывать и во Вьетнаме и в Камбодже. Переживания и перипетии судьбы героев переданы скупо и без лишних эмоций. Примечателен эпизод, в котором сестра Кэти под дулом винтовки, не издав ни звука, только крестится — готовясь через секунду принять смерть.

На первый взгляд, фильм воспринимается как боевик — впечатляют сцены уличных боёв и кавалерийской атаки партизан, занимающие значительное время, и эффектные массовые сцены. Однако постепенно на первый план выступает политическое кредо Стоуна, критика позиции США вообще и рейгановской администрации в частности. Экранным воплощением этого становится посол США в Сальвадоре, который своим намеренным бездействием доводит ситуацию в стране до кровопролития.

Значителен вклад в успех фильма актёров и прежде всего Джеймса Вудса. Как отметил критик New York Times Уолтер Гудман — «Нерв и самоирония Вудса придают особый оттенок фильму». Критик Chicago Sun-Times Роджер Эберт, впрочем, отметил что недостаток работы Оливера Стоуна в раздробленности на множество мелких подсюжетов — словно режиссёр пытался объять необъятное и рассказать о большем, чем мог вместить в себя фильм.

Награды и номинации

  • 1987 — две номинации на премию «Оскар»: лучшая мужская роль (Джеймс Вудс), лучший оригинальный сценарий (Оливер Стоун, Ричард Бойл)
  • 1987 — премия «Независимый дух» за лучшую мужскую роль (Джеймс Вудс), а также пять номинаций: лучший фильм (Джеральд Грин, Оливер Стоун), лучший режиссёр (Оливер Стоун), лучшая женская роль (Эльпидия Каррильо), лучший сценарий (Оливер Стоун, Ричард Бойл), лучшая операторская работа (Роберт Ричардсон)
  • 1987 — номинация на премию Гильдии сценаристов США за лучший оригинальный сценарий (Оливер Стоун, Ричард Бойл)