Архитектура домонгольского Смоленска
» » Архитектура домонгольского Смоленска

Архитектура домонгольского Смоленска

19.12.2020


Каменное зодчество Смоленского княжества начинается с постройки в первые годы XII века Мономахова собора — главного городского храма, судя по всему, всецело находившегося в русле строительной традиции Киевской Руси. После распада киевской державы (1132) и сорокалетнего перерыва строительная деятельность в княжестве возобновилась, первоначально благодаря пришлым зодчим из Чернигова либо Киева.

С возведения Свирской церкви в княжеской резиденции на Смядыни начинается самобытный период в истории смоленского зодчества, связанный, по-видимому, с переездом в город строительных кадров из Полоцка (см. архитектура Полоцкого княжества), которые принесли с собой непривычную для византийской традиции столпообразную форму храма, по-готически устремлённого ввысь. Среди столиц русских княжеств в конце XII века Смоленск занимал по масштабу строительных работ первое место. Раскопками открыто не менее полутора десятков памятников, от которых сохранились либо нижние части стен, либо одни фундаменты. Не менее чем на половину высоты уцелели только три памятника смоленского зодчества: помимо храма на Смядыни, это более ранние церкви Петропавловская и Богословская. Особенность Смоленского княжества в том, что в других центрах княжества каменное строительство не велось (по крайней мере, следов его не обнаружено).

Неизвестную страницу древнерусского зодчества — формирование в Полоцке и Смоленске своеобразного аналога западноевропейской готики — позволили восстановить исследования Н. Н. Воронина, проведённые в послевоенное время. Они позволяют заключить, что полоцко-смоленская модель столпообразного храма получила большую популярность и в других землях. Смоленские зодчие строили в Новгороде, Пскове и, вероятно, в Рязани. Теперь уже Чернигов учился у Смоленска, а не наоборот. Возведением столпообразных храмов в землях Ольговичей занимался талантливый зодчий Пётр Милонег (см. архитектура Черниговского княжества). В самом же Смоленске каменное строительство прервалось страшным мором 1230-х годов, за которым последовало татаро-монгольское нашествие. Тем не менее влияние смоленско-полоцкой модели храма ощутимо и в первых каменных постройках Московского княжества, таких, как Успенский собор Ивана Калиты:

Не исключено, что если бы развитие «высотной» архитектуры не было прервано ордынским вторжением, то Русь узнала бы нечто родственное готике. По крайней мере, готические элементы в храмах «башнеобразного» типа имеются.

— Г. К. Вагнер