Океан (завод)
» » Океан (завод)

Океан (завод)

19.12.2020


«Океан» — судостроительный завод, расположенный в г. Николаеве (Украина).

Территория судостроительного завода «Океан» расположена в южной части Николаева, в Корабельном районе, вниз по течению реки Южный Буг, на её левом берегу. Заводу принадлежит земельный участок площадью около 101 гектара и участок водной акватории площадью 42 гектара. Общая длина достроечных набережных превышает 600 метров.

Основные виды деятельности предприятия — судостроение и судоремонт. Предприятие имеет две технологические линии крупнотоннажного и среднетоннажного судостроения. Крупнотоннажная линия используется для строительства танкеров и контейнеровозов, а на среднетоннажной линии строятся баржи, понтоны и буксиры.

История

Судостроительный завод «Океан» основан в 1951 году.

В 1955 году введена в действие технологическая линия с боковым передаточно-спусковым устройством (слип).

С 1952 года по 1972 год выпущено более 200 единиц судостроительной продукции, среди них: 7 морских сухогрузов типа «Иргиз», 46 рефрижераторов типа «Таврия», 2 лесовоза типа «Малоярославец», проект 450 и 12 лесовозов типа «Сибирьлес», проект 450Б (для Министерства морского флота СССР), 15 траулеров типа «Алтай» (для Мурманского тралового флота).

В 1970-х годах завод подвергли широкомасштабной реконструкции. В 1972 году введён в эксплуатацию один из крупнейших в Европе сухой док, задействована вторая технологическая линия по строительству крупнотоннажных судов. В то же время продолжалось строительство крупной серии траулеров для Мурманского тралового флота и начался выпуск крупнотоннажных судов: серия из восьми рудовозов типа «Зоя Космодемьянская», два из которых на экспорт.

В 1974 году спущено на воду головное судно серии из 18 супертраулеров нового поколения типа «Горизонт» (для Мурманского тралового флота). С 1977 года по заказу Черноморского морского пароходства завод «Океан» построил четыре нефтерудовоза типа «Борис Бутома».

В 1980-х годах одновременно строились нефтерудовозы, супертраулеры, морские плавучие полупогружные установки для бурения нефтяных скважин. С 1982 года завод «Океан» построил 26 рудовозов типа «Харитон Греку» для Черноморского морского пароходства. Для Московского гидроакустического института «Океан» строил научно-исследовательские суда для исследований Мирового океана. Завод построил новые рыбообрабатывающие базы для Дальневосточного региона и ввёл в действие технологическую линию со спусковым устройством через плавучий передаточно-спусковой док.

После распада СССР

В 1997 году «Океан» выпустил балкер типа «Панамакс».

Осенью 2000 года проведён тендер на продажу 78 % принадлежащих государству акций ОАО «Судостроительный завод „Океан“». Тендер выиграл нидерландский судостроительный концерн «Damen Shipyards Group». В октябре 2000 года между Фондом государственного имущества Украины и группой «Damen Shipyards Group» был заключен договор купли-продажи акций ОАО «Судостроительный завод „Океан“». Завод был переименован в ОАО «Дамен Шипярдс Океан». В 2001 году в результате дополнительной эмиссии акций «Океана», а также выкупа части акций у портфельных инвесторов в собственность основного акционера перешло около 98,7 % акций.

С октября 2000 года по август 2006 года «Дамен Шипярдс Океан» построил 55 судов для заказчиков с Украины, Германии, Англии, Норвегии, Нидерландов. Среди выпущенных судов были контейнеровозы, балкеры, суда для перевозки тяжеловесных грузов, танкеры-химовозы, буксиры-снабженцы ледового класса, многоцелевые грузовые суда.

С августа 2006 года по июль 2008 года контрольный пакет акций принадлежал норвежской судостроительной группе «Акер Ярдс АСА». За этот период завод выполнил 13 судостроительных заказов.

Осенью 2008 года предприятие стало частью норвежской компании «Вадан Ярдс Групп АС».

В апреле 2009 года между «Океаном» и аграрной компанией «НИБУЛОН» было подписано соглашение о строительстве 24 несамоходных сухогрузных двухтрюмных судов смешанного типа (река-море). Это выручило завод в период экономического кризиса: на полтора года он получил загрузку в две смены и 36 млн долл. Однако в 2010 году после смены руководства «Океан» захотел пересмотреть соглашение, что вынудило компанию «НИБУЛОН» отказаться от дальнейшего сотрудничества.

18 марта 2011 года решением акционеров ПАО «Вадан Ярдс Океан» переименовано в ПАО «Николаевский судостроительный завод „Океан“».

В мае 2011 из сухого дока выведено головное судно серии многофункциональных буксиров-толкачей для флота компании «НИБУЛОН» и завершено строительство 13 плавсредств (мотозавозней, понтонов, земснарядов, пульпопроводов) для российской компании «Техногарант». С лета 2011 года «Океан» получил контракт Новошипа на ремонт корпусов танкеров-Афрамаксов; первым встал на ремонт NS Commander, работы на нём были закончены в конце июля 2011 года; после этого на этой верфи были отремонтированы NS Century (закончен 6 августа) и NS Spirit. Эта цепочка последовательных заказов оказала важное влияние на пошатнувшееся финансовое положение судостроительного предприятия.

Со временем вместо новых заказов, высоких зарплат и инвестиций в модернизацию производства штат работников завода сократился с 10 тыс. до 500 человек, а большинство судостроителей уехали на заработки в Польшу и Россию .

Чистый убыток завода в 2012 году составил 159,71 млн гривен, что на 44,3 % больше, чем в 2011 году.

В декабре 2018 года на аукционе завод «Океан» был приобретён за 122 млн 195 тысяч гривен. Покупателем завода является ООО ТД «Аннона». На момент продажи имущественный комплекс ОАО НСО «Океан» находился в ликвидации и имел многомиллионные долги, как перед кредиторами, так и перед трудовым коллективом. Покупателем стала компания ООО ТД «Аннона». Новым владельцем компании стал директор ООО ТД «Аннона» — Игорь Волошин из Николаева, который до покупки был председателем комитета кредиторов завода «Океан». Нового владельца предприятия связывают с еще одним николаевским бизнесменом Василием Капацыной.

Восстановление производства

В 2019 году началось возрождение производства. Сейчас судостроительный завод «Океан» проводит судоремонт нескольких заказов, среди которых мегаяхт IRA, танкер Scot Stuttgart, буксир «Очаков» и земснаряд «Рион» и готовится к развертыванию судостроения в ближайшее время. Также завод выполняет заказы на конструкции для эстакад на будущей Полтавской кольцевой дороге, для моста в Ивано-Франковске и пешеходно-велосипедного моста в Киеве.

22 мая 2019 заводе завершен ремонт земснаряда «Рион», ставший в сухой док 1 апреля 2019. Ремонт выполнялся по заказу филиала «Дельта-Лоцман» ГП Администрация морских портов Украины. Согласно ремонтной ведомости выполнены: ремонт корпуса, донно-забортной арматуры, якорного и рулевого устройства, системы главного двигателя и др.

31 мая предприятие завершило классификационный ремонт трех буксиров «Очаков», «Измаилец» и «Зюйд». Ремонтные работы выполнялись в плавучем доке завода «Океан». Согласно ремонтной сведения выполнен ремонт наружной обшивки и конструкций корпуса, винто-рулевых устройств, систем главного двигателя и другого оборудования.

Арест собственности

В январе 2020 года на завод по ходатайству Генеральной прокуратуры Украины был наложен арест «для того, чтобы сохранить стратегический объект для государства». Основанием для ареста стали материалы допроса следственным прокурором Игоря Игнатова, доверенного лица Игоря Юсуфова, владевшего предприятием до 2016 года. В этих показаниях Игнатов утверждает, что «Океан» принадлежит офшорной компании Zonel Operations Limited, аффилированной с Юсуфовым, а банкротство было проведено с нарушением процедуры. На встрече с коллективом предприятия 19 июня 2020 года Василий Капацына заявил, что Генпрокуратура намеревается передать имущество завода Нацагентству по поиску и управлению активами. Арест с имущества предприятия был снят по решению суда 30 июля 2020 года.