Назир (трактат)
» » Назир (трактат)

Назир (трактат)

18.12.2020


«Назир» (др.-евр. נזיר‎‎) — иудейский трактат отдела «Нашим» в Мишне, Тосефте и обоих Талмудов (вавилонском и иерусалимском), посвящённый детальному разбору общих положений о назорейском обете. После разрушения храма трактат лишился своего практического значения .

Главы

В Мишне и обеих гемарах этот трактат имеет IX глав, а в Тосефте, где он называется «Незирот» (נזירות‎), — шесть.

Общие положения

  • 1. Назорейский обет действителен на каком бы языке и в какой бы форме он ни был выражен.
  • 2. Существуют три категории назореев:
    • а) обыкновенный назорей,
    • б) назорей «на всю жизнь» (נזיר עולם‎),
    • в) так называемый «самсоновский назорей» (נזיר שמשון‎);

относительно этих трёх категорий в галахе имеются различные правила.

  • 3. Есть назорей на неопределённый срок (נזיר סתם‎) и на известный срок; первый должен провести в назорействе не менее 30 дней.
  • 4. Назорею запрещается пить вино, стричь волосы и подвергаться ритуальной нечистоте.
  • 5. По окончании срока назорейства, а также в случае, если назорей вольно или невольно стал ритуально нечистым, он должен совершить особые жертвоприношения, указанные в Чис. 6:6. Все достигшие совершеннолетия: мужчины, женщины, рабы и «кутим» (самаряне; выходцы из Куты) могут дать обет назорейства.

Мишна в этом трактате очень редко отступает от главной темы, только в §§ 2—5 главы IX приводятся правила, касающиеся ритуальной чистоты вообще, благодаря некоторой, хотя слабой связи между этими правилами и положениями о назорее. Исторический интереса представляют § 6 главы III, где приводится рассказ о назорействе Елены Адиабенской, и § 11 главы VI, где сообщается о назорействе Мириам из Пальмиры. В § 5 главы IX приводится спор законоучителей, был ли пророк Самуил назореем или нет.

Толкования

Вавилонская гемара к этому трактату, вопреки своему обыкновению, редко отступает от толкования положений Мишны; агадического материала в ней очень мало (ср. 23а и б).

К этому трактату имеется комментарий, приписываемый Раши, но Цунц оспаривал его аутентичность.

Ввиду того что после разрушения храма трактат «Назир» лишился своего практического значения, он, подобно всему отделу «Кодашим» («Святыни»; заповеди храмовой службы), мало изучался в вавилонских школах и в текст его вкрались ошибки. Поэтому тосафистам очень часто приходилось исправлять текст гемары.

Имеется также и комментарий Ашери к трактату «Назир» (напечатан в виленском издании Талмуда).