Троя (фильм)
» » Троя (фильм)

Троя (фильм)

18.12.2020


«Троя» (англ. Troy) — историческая драма по мотивам поэмы Гомера «Илиада», а также других произведений Троянского цикла. Была номинирована на премию «Оскар» за лучший дизайн костюмов.

Сюжет

Конец XIV века до н. э. царь Микен Агамемнон не без помощи упрямого, но могучего воина Ахиллеса объединяет города Греции под своим скипетром. Ахиллес побеждает в бою фессалийца Боагриса (Натан Джонс), после чего царь фессалийцев Триоп передаёт Агамемнону свой скипетр.

XIII век до н. э. троянский царевич Парис похищает Елену Прекрасную, жену брата Агамемнона — спартанского царя Менелая. Взбешённый Менелай является в Микены, Агамемнон, мечтающий уничтожить Трою, обещает брату свою помощь. За Ахиллесом приезжает царь Итаки Одиссей, соблазняя того славой. Мать Ахиллеса Фетида ставит перед сыном выбор: он может остаться дома и быть счастливым, но его имя будет забыто — или же он обретёт вечную славу под стенами Трои, но и найдёт там свою смерть. Корабль Ахиллеса присоединяется к огромному флоту греков, идущему к троянским берегам.

Гектор — старший сын царя Трои и главнокомандующий троянских войск, предлагает отцу вернуть Елену обратно, но царь Приам уверен, что Парис так любит Елену, что отправится за ней в Спарту и погибнет. Он уверен в поддержке бога Аполлона и не слушает Гектора. Вскоре на горизонте появляются корабли греков. Корабль Ахиллеса отрывается от основных сил. Мирмидоняне первыми высаживаются на берег и вступают в неравный бой с троянцами. Вторым на берег высаживается царь Саламина Аякс Теламонид и тоже начинает бой с троянцами, но тут появляется Гектор с вооруженным подкреплением. Ахиллес прорывается к храму Аполлона и увидев кавалерию Гектора приказывает людям спрятаться в храме. Миримидоняне убивают всех воинов из отряда Гектора, но Ахиллес не вступает в поединок с Гектором и дает ему уехать. Однако уверенный в окончательной победе Агамемнон прилюдно оскорбляет Ахиллеса и отбирает его трофеи: захваченные в храме сокровища и пленницу-жрицу Брисеиду, сестру Гектора и Париса.

На следующий день огромная греческая армия отправляется к стенам Трои. Однако Ахиллес запрещает своим мирмидонянам идти в бой, они только наблюдают за битвой. Троянская пехота выходит за стены, решив дать бой грекам в поле. На переговорах Агамемнон предлагает Гектору отдать Елену и признать его верховным главнокомандующим: троянское войско будет биться за Агамемнона, когда он прикажет. Гектор отклоняет условия Агамемнона, а Парис вызывает Менелая на битву за Елену. Могучий Менелай побеждает Париса и пытается убить его у ног Гектора, но последний убивает Менелая на глазах у всего войска. Разъярённый Агамемнон начинает бой с троянцами. Однако троянская пехота отбивает атаку греков, а троянские лучники убивают стрелами задние ряды греков. Гектор убивает в бою Аякса Теламонида. Греки отступают под натиском троянцев, но Гектор отказывается преследовать разбитого врага. Он заключает перемирие и разрешает грекам забрать тела павших. Ахиллес отбивает Брисеиду у веселящихся воинов, они становятся любовниками. Ахиллес решает вернуться домой и зажить тихой семейной жизнью.

На военном совете в Трое Гектор советует выждать, рассчитывая на ссору в лагере противника, он заявляет, что не все греки участвовали в сражении под стенами Трои. Однако ободрённые победой троянские военачальники при поддержке главного жреца высказываются за штурм лагеря греков. Ночью троянцы поджигают лагерь и корабли греков и идут на штурм. Мирмидоняне идут в бой, поднимая тем самым боевой дух греков. Армии сходятся в бою, но Гектор и командир мирмидонян моментально находят друг друга и сходятся в бою, но Гектор наносит ему смертельную рану. Главнокомандующий троянского войска снимает шлем с побеждённого, которым оказывается не Ахиллес, а его побратим Патрокл. Гектор в отчаянии убивает Патрокла и договаривается о перемирии. Наутро Ахиллес спрашивает Евдора, как он посмел нарушить его запрет и повести мирмидонян в бой, но Евдор отвечает: «Мы думали, вы нас ведёте, господин». Собравшийся было отплывать Ахиллес отправляется к троянским стенам, вызывает Гектора на бой. Гектор выходит и погибает в поединке. Ахиллес привязывает тело Гектора за ноги к своей колеснице и едет обратно в лагерь. Царь Приам тайно пробирается в лагерь врагов, к Ахиллесу и умоляет отдать для похорон тело Гектора. Ахиллес соглашается, отдаёт тело Гектора, отпускает Брисеиду и объявляет 12-дневное перемирие.

У Одиссея возникает идея, как взять Трою. Спустя 12 дней троянцы обнаруживают пустой лагерь греков, тела погибших от чумы и огромного деревянного коня. Жрец Архептолем заявляет, что это жертва Посейдону, хотя Парис просит Приама сжечь коня. Но всё же троянцы закатывают коня в город и устраивают праздник. Ночью из коня вылезают прятавшиеся внутри греки, убивают часовых, открывают ворота и дают сигнал с башни. Вернувшаяся армия греков врывается в город, начинаются грабёж, пожары и бои. Вдова Гектора Андромаха показывает троянцам подземный ход, ведущий за стены Трои, но Парис остаётся.

Греки врываются во дворец, отбив последнюю атаку, Агамемнон находит и убивает Приама, Одиссей убивает в поединке командира троянцев Главка. Ахиллес повсюду ищет Брисеиду, она попадается на глаза Агамемнону и убивает его ударом ножа. Ахиллес спасает её от стражей Агамемнона, но подоспевший Парис убивает героя из лука, нанеся ему стрелами многочисленные ранения, первым из которых был выстрел в ногу. Оставшиеся в живых троянцы уходят через подземный ход. Наутро Одиссей поджигает погребальный помост, где лежит тело Ахиллеса.

В ролях

Русский дубляж

  • Юрий Деркач — Ахиллес
  • Анатолий Белый — Гектор
  • Илья Бледный — Парис
  • Елена Ивасишина — Елена
  • Владимир Антоник — Одиссей
  • Виктор Петров — Агамемнон
  • Алексей Колган — Менелай
  • Рогволд Суховерко — Приам
  • Олег Вирозуб — Патрокл
  • Ольга Зубкова — Брисеида
  • Ольга Плетнёва — Андромаха
  • Владимир Ерёмин — Евдор
  • Андрей Ярославцев — Главк
  • Александр Груздев — Архептолем

Фильмы дублирован на киноконцерне «Мосфильм-Мастер» по заказу Каро-Премьер в 2004 году.

Создание

Сценарий

Сценарий фильма «Троя» был написан молодым писателем Дэвидом Бениоффом, по роману которого был снят фильм «25-й час». Это был второй сценарий в жизни писателя. Первый черновой вариант сценария был написан в январе 2002. Размер его составлял 180 страниц, и это было слишком много, поэтому после переработки сценарий был сокращён до 140 страниц. В основу сценария была положена эпическая поэма Гомера «Илиада», повествующая об истории троянских войн (приблизительно 1200 лет до н. э.). В заключительных титрах фильма сказано, что поэма «Илиада» воодушевила создание его сценария. Но текст «Илиады» не охватывает все эпизоды Троянской войны, а описывает только десятый год войны. Так, эпизод взятия Трои при помощи Троянского коня описан в гомеровской «Одиссее» и в других античных произведениях, а эпизод гибели Ахиллеса от стрелы, попавшей в пятку, описан в поэме «Метаморфозы» Овидия. Кроме данных произведений, автор сценария при написании использовал также «Энеиду» Вергилия, собрание мифов «Мифология Булфинча», а также собственную фантазию. По словам Бениоффа, это не был совпадающий с оригиналом пересказ, автор хотел сконцентрироваться на человеческом аспекте истории. Этим мотивируется отсутствие богов в сценарии. Бениофф восхищается героями Ахиллесом и Гектором, и их противостояние становится основной темой фильма: «Это фильм не из категории хорошие-плохие. Это не эпическое сражение добра против зла. Это не люди против орков. Это люди, сражающиеся с людьми, и поэтому я считаю, что это великий и трагический рассказ о войне».

Съёмки

Съёмки фильма проходили в Лондоне, на Мальте и в Мексике с апреля по июнь 2003. Изначально планировалось, что завершающие съёмки будут проходить в Марокко, но после террористической атаки в мае 2003 в крупнейшем марокканском городе Касабланка съёмки в Марокко были отменены из-за опасения новых террористических атак, а также предстоящей войны в Ираке. Создатели фильма предвидели такую опасность, и заранее подыскивали места съёмок в Испании и Мексике. В итоге, для съёмок оставшегося материала была выбрана Мексика.

Съёмки начались в Лондоне. Там были сняты все павильонные сцены.

На Мальте были сняты все сцены, происходящие внутри Троянских стен. Основные декорации (город, ворота, царский дворец) для съёмок были построены в форте «Рикасоли» на острове Мальта. Также, некоторые сцены фильма были сняты на пляже «Голден Бэй» (англ. Golden Bay), в посёлке Меллиеха (север Мальты) и на пляже «Голубая Лагуна» острова Комино.

Сражения были сняты на пустынном пляже в нескольких километрах от мексиканского курорта Кабо-Сан-Лукас. На этом пляже растут кактусы, охраняемые законом, и он является зоной обитания черепах, находящихся под угрозой исчезновения. Поэтому были наняты ботаники, которые временно пересадили кактусы в питомники и пометили все места их нахождения. А другие специалисты собрали черепашьи яйца и перенесли их в инкубатор. В качестве статистов были наняты мексиканцы, выглядящие как жители Средиземноморья, и болгарские атлеты из Национальной спортивной академии в Софии. Последние использовались для съёмок сражений крупным планом. Во время съёмок в Мексике мексиканские и болгарские статисты подрались между собой, так что пришлось прибегнуть к помощи полиции. Также болгарские статисты устраивали забастовки, требуя поднять гонорары.

Во время съёмок фильма не обошлось и без казусов. В самом конце съёмок, когда осталось только снять бой Гектора и Ахиллеса, Брэд Питт травмировал ахиллово сухожилие, что символично, ведь именно попадание стрелы туда и стало причиной гибели Ахиллеса в первоисточнике Гомера. А несколько дней спустя ураган Марти сдул стены Трои. В результате съёмки были отложены на 3 месяца, в течение которых обоим актёрам пришлось поддерживать хорошую физическую форму.

Троянский конь

Согласно легенде, переданной в «Энеиде» и других произведениях, ахейцы после длительной и безуспешной осады прибегли к хитрости: они соорудили огромного деревянного коня, оставили его у стен Трои, а сами сделали вид, что уплывают от берега Троады. Внутри коня был спрятан отряд из лучших воинов. Изобретение этой уловки приписывают Одиссею, хитрейшему из вождей греков. Троянский Жрец Лаокоон, увидя этого коня, воскликнул: «Что бы это ни было, я боюсь данайцев, даже дары приносящих!» Кассандра, дочь Приама и прорицательница, предсказывала падение Трои и гибель царской семьи из-за коня. Но троянцы, не слушая их предостережений, втащили коня в город, посчитав его своим военным трофеем. Ночью греки вылезли из коня, перебили охрану, и впустили в город вернувшиеся войска. Конь, сооружённый для фильма «Троя», был сделан из стальных свай и стекловолокна. Он имел высоту 11,4 метра и весил 11 тонн. Для транспортировки коня разбирали на части и затем снова собирали. Этот конь немало попутешествовал по миру. После съёмок на Мальте и в Мексике, его доставили в Берлин и установили на Потсдамской площади для мировой премьеры фильма в мае 2004. Оттуда коня повезли в Японию как часть рекламной кампании, а по окончании конь нашёл своё пристанище в Турции. Министерство туризма Турции подписало контракт с компанией Warner Bros. на использование коня. Конь был установлен в городе Чанаккале, в 30 км от предположительного места исторической Трои, и стал популярной достопримечательностью для туристов, посещающих Турцию.

Выход фильма

Бюджет фильма составил около $170 млн, а некоторые источники называют и более крупные суммы. Это делает фильм одним из самых дорогих фильмов в современном кинематографе, а на момент создания этот фильм считался самым дорогим в мире. Мировая премьера фильма состоялась 9 мая 2004 в Берлине. На Каннском фестивале 2004 года премьера фильма «Троя» состоялась вне конкурса. В течение мая-июня 2004 фильм вышел в прокат по всему миру. В России фильм впервые был показан 21 мая 2004. Особенностью российского проката стало то, что в русском дубляже герои иногда переходят на некую разновидность свободного стиха.

Фильм собрал $133 млн на территории США и Канады, что составило 27 % от мировых сборов. В остальных странах кассовые сборы составили $364 млн. Общая сумма сборов в мировом прокате составила $497 409 852, благодаря чему фильм «Троя» вошёл в сотню самых кассовых фильмов.

Отзывы и критика

Фильм «Троя» получил противоречивые отзывы в среде критиков и прессе. Количество положительных отзывов критиков немного превышает количество отрицательных. Metacritic.com поставил фильму 5.6 баллов на основе 43 рецензий критиков. На rottentomatoes.com фильм имеет рейтинг 55 % по результатам 217 отзывов критиков. Среди обычных зрителей фильм «Троя» имеет более высокий рейтинг (7 баллов из 10 на imdb.com, 74 % на rottentomatoes.com). На основе рецензий 3-х критиков сайт ekranka.ru выставил фильму 3.5 балла из 5, что соответствует званию «хороший фильм».

Джонатан Форман из New York Post написал, что «фильм „Троя“ испорчен одним из худших кастингов за последнюю историю Голливуда: тусклый ансамбль, нанятый режиссёром, подавляется впечатляющими декорациями и массовыми сценами».

Кейт Фипс из A. V. Club также недоволен актёрами: по его мнению, все, кроме Эрика Баны в роли Гектора и Брайана Кокса в роли Агамемнона играют так, что хуже некуда. Сам фильм критик называет только выглядящим хорошо, но по мере просмотра фильм начинает казаться «оглушающей пустышкой с большим количеством действий, но недостатком личностей, человеческой драмы, интеллекта».

Роджер Эберт, один из известнейших кинокритиков, поставил фильму 2 звезды из 4-х. В своей рецензии он написал, что «имущество Гомера должно подать в суд» (на этот фильм). Критик недоволен отсутствием греческих богов, героями, показанными как герои боевиков, и сгенерированными компьютером армиями. В греческой драме герои не такие сложные и конфликтные, как они показаны в фильме. Эберт сравнивает «Трою» с вестерном «Форт Аламо», имеющим похожий сюжет. Но в последнем, по мнению Эберта, диалоги переданы лучше.

Несмотря на номинацию на «Оскар» за лучший дизайн костюмов, историчность самих костюмов в фильме в свою очередь вызвала множество нареканий среди историков:

Ещё раз к вопросу о реконструкции вооружения эпохи Троянской войны…

… в отношении доспехов следует заметить, что они совершенно не историчны и почему так — неведомо. Ведь у создателей «Трои» было два совершенно беспроигрышных варианта: первый — сделать фильм с костюмами, изображёнными на греческих вазах, то есть VI—V вв. до н. э. Это было бы тоже не исторично, но для многих узнаваемо и привычно. Второй — использовать костюмы в стиле того же Мэтта Пойтраса, известные по вазам и фрескам микенской эпохи — с характерными рогами, и всем прочим, что, кстати, можно было бы очень эффектно обыграть. Например, изготовление шлема для того же Одиссея.

Выбран был, однако, третий вариант. Создан некий гибрид с непонятным обилием мелких деталей совершенно нехарактерных для той эпохи. Вот где-то на другой планете… это было бы в самый раз, но никак не на Земле в достаточно хорошо известное нам время. Более того, непонятно из какого материала все они сделаны, ведь на экране они практически все чёрного цвета! Единственной момент, когда латы у Ахилла смотрятся как медные — это короткая сцена на корабле перед самой высадкой на землю Троады. Правда, в отдельных эпизодах мелькают выложенные «медью щиты», но их мало, хоть начищенная медь должна была бы там блестеть сплошь.
<…>

Ведь медные и бронзовые доспехи было в обычае чистить так, чтобы они сияли. «Шлемоблещущий Гектор» — вот как о нём говорит Гомер! А здесь и шлемы, и доспехи, и щиты (последние хоть как-то похожи на древние образцы и то не все!), все почему-то чёрные. Причём и у греков, и у троянцев! Основной цвет тёмный, блеска нет. А ведь, например, доспехи и щиты в итальянском кинофильме «Подвиги Геракла» (1958 г.). Пусть это сказка, но… она смотрится реальнее, чем «сказка» о Трое, снятая в 2004 году при совсем других возможностях…

— В. О. Шпаковский
кандидат исторических наук, доцент

Многие критики, в том числе и те, кто невысоко оценили фильм, были сильно впечатлены сценой, когда царь Приам просил у Ахиллеса отдать ему тело Гектора. Кейт Фипс из A. V. Club написал, что в этой сцене больше напряжения, чем в любой из сцен битв. Роджер Эберт назвал эту сцену лучшей сценой фильма.

Расхождение с оригиналом

По словам кинокритика Джона Сильвера, сюжетная схема взята у Гомера, последовательность событий выдержана такая, какой она дана в «Илиаде». Особых отступлений нет. Критик утверждает, что «сценарист отжал ту поэтику, которая делает гомеровские поэмы бессмертными, и взял лишь набор главных героев и совокупность их поступков». Но, как утверждает Алекс Экслер, «не нужно рассчитывать, что это экранизация Гомера». В фильме присутствуют серьёзные расхождения с оригиналом. «Ни дотошной исторической точности, ни деталей гомеровского эпоса, ни сказок о знаменитых Богах. Всё это осталось за кадром» — пишет Катерина Бычкова, критик с kinomania.ru, добавляя при этом, что фильм от этого пострадал не сильно.

Первое отличие, на которое обращают внимание многие критики, это отсутствие древнегреческих богов, игравших в «Илиаде» заметную роль в Троянской войне. В фильме о них часто говорят, но сами они не показаны, что лишает фильм загадочности, мифичности, монументальности, чувства судьбы. Отсутствие богов приводит, например, к такому эффекту: в фильме Парис соблазняет Елену во время мирной делегации троянцев в Спарте, что делает его поступок гораздо более малодушным, чем получение божественного дара.В греческой мифологии у Париса был выбор: между властью (Гера), силой (Афина) или женщиной (Афродита). Выбор Париса предопределил падение города. Временные рамки фильма тоже не соответствуют оригиналу. В оригинале война длилась десять лет и в «Илиаде» описывался последний год войны. В фильме же война была ужата в несколько недель, или даже дней. Джонатан Форман из New York Post в своей статье написал по этому поводу: «Даже более, чем вы могли бы ожидать, „Троя“ допускает значительные вольности: в этой версии война ради спасения похищенной Елены занимает всего несколько дней; Менелай убит в начале фильма; Ахиллес выживает, чтобы спрятаться потом в Троянском коне; а Парис и Андромаха выживают после падения Трои». Один из критиков журнала «Киноман» написал, что если бы гибель Ахиллеса была показана так, как это было в оригинале, то «такая сцена смотрелась бы куда выигрышней, чем штампованная беготня по гибнущему городу в поисках возлюбленной и бесславная смерть героя на аккуратном газоне». Кроме того, здесь отсутствуют такие персонажи, как предсказательница Кассандра, дочь Агамемнона Ифигения, отданная в жертву отцом, жрец бога Аполлона Лаокоон, пытавшийся предупредить о предательстве данайцев. Техника боя, показанная в фильме, сильно отличается от техники боя греков. Некоторые отклонения от оригинала были сделаны автором сценария умышленно, по словам Бениоффа, «иногда для эффективности и иногда потому что я выбирал то, что я считал лучшим для фильма». Так, Агамемнон, согласно мифологии, был убит своей женой Клитемнестрой и/или её любовником Эгисфом, когда возвратился в Микены. В фильме он погибает от руки Брисеиды при разграблении Трои. Бениофф мотивировал это изменение тем, что «у нас нет времени, чтобы рассказать все различные истории».

Кроме обычных отклонений от оригинала, Алекс фон Тунцельман из The Guardian находит и откровенный анахронизм: когда греки высаживались в Трое, было показано, как разбегаются испуганные местные люди, и среди них две ламы. Ламы — это животные из Южной Америки, и невозможно, чтобы они попали в Европу или в Азию в те времена.

Помимо этого, размер города в фильме был явно преувеличен. Историки предполагают, что население Трои составляло около 8—10 тысяч человек, что соответствует среднему числу жителей крупных городов того времени.

Но несмотря на сюжетные различия, Джованни Фацио из The Japan Times утверждает, что в показе человеческих эмоций, причём не только чести, достоинства и отваги, но и похоти, ревности, тщеславия, двуличия, лживости, фильм остаётся наиболее близким к историческим истинам.

Награды и номинации

Фильм Троя получил 3 награды и был номинирован ещё на 17 премий, включая номинацию на Премию «Оскар» за лучший дизайн костюмов.