title-icon
Яндекс.Метрика

Пасифик (команда «Формулы-1»)


Pacific Racing — команда Формулы-1 из Великобритании. Провела два полных сезона в Формуле-1 в 1994-м и 1995-м годах, стартовав в общей сложности в 33 гонках.

История

Начало: «Формула-Форд» и «Формула-3»

Команда была основана бывшим механиком и гонщиком Кейтом Уиггинсом в 1984 году для участия в европейском чемпионате Формулы-Форд. В качестве спонсора была привлечена богатая компания Marlboro, а за руль сел норвежский пилот Гарольд Хьюзман. Первый же сезон оказался крайне удачным — Хьюзман выиграл сразу два титула: чемпиона Европы и чемпиона стран Бенилюкса. На следующий сезон по рекомендации Хьюзмана, ушедшего на повышение в Формулу-3, в команду пригласили Бертрана Гашо. Также команда стала использовать автомобили компании Reynard Motorsports. В 1985 году Гашо выиграл титул в британской Формуле-Форд 1600, а год спустя бельгиец стал победителем и британского чемпионата, и кубка мира уже в Формуле-Форд 2000. В 1987 году Гашо отправился выступать в Формулу-3, а его место занял Юрки Ярвилехто, который повторил успех бельгийца, завоевав к тому же первое место в европейском чемпионате Формулы-Форд 2000. Завоевывать в Формуле-Форд уже было нечего, и в 1988 году команда перешла в британскую Формулу-3, сохранив пилота, конструктора и спонсора. Результат оказался тем же — вновь чемпионский титул с первой попытки. Ободренная успехом, команда в 1989 году переместилась теперь в чемпионат Формулы-3000.

«Формула-3000»

В первом сезоне в новом чемпионате на болиды команды, как и прежде произведенный компанией Рейнарда, впервые в Европе были установлены двигатели Mugen-Honda. В пару к Ярвилехто был приглашен ирландец Эдди Ирвайн. Однако, после серии побед в младших сериях этот оказался разочарованием — Ирвайн стал в чемпионате лишь девятым, завоевав лишь одно место на подиуме, а финн оказался ещё дальше в классификации. Титул же достался Жану Алези, выступавшему на таком же шасси за команду Эдди Джордана. В результате этой неудачи команду постигло множество потерь — спонсор Marlboro ушел к соперникам из DAMS, Ирвайн ушел к Джордану, Ярвилехто и вовсе был приглашен в Формулу-1 в команду Onyx. Новый пилот — канадец Стефан Прулс — не смог заработать даже очков, а соотечественник Прулса Клод Бурбонне и бразилец Марко Греко не смогли ни разу даже квалифицироваться. На результаты повлияло урезанное финансирование (табачников из Marlboro заменила канадская компания Player’s) и смена конструктора с проверенного Reynard на Lola.

Уиггинс не отчаялся и на следующий сезон пригласил молодого Кристиана Фиттипальди — племянника чемпиона мира Формулы-1 1972 и 1974 годов Эмерсона Фиттипальди, а команда вновь перешла на использование шасси Reynard. С трудом, заработав всего две победы, бразилец все же смог победить в чемпионате, а его напарник Антонио Тамбурини стал четвёртым, выиграв единожды.

К 1992 сезону удалось вернуть финансирование от Marlboro, но новые пилоты (Фиттипальди, как и его предшественники, ушел в Формулу-1) Жорди Жене и Лоран Айелло не особо блистали на трассе. Жене смог победить лишь один раз (на стартовом этапе чемпионата) и ещё дважды побывать на подиуме, Айелло же и вовсе всего заработал всего три очка. Не смущенный относительной неудачей, Уиггинс начал планировать участие в Формуле-1. Была основана компания Pacific Grand Prix, но участие в чемпионате мира было отложено из-за недостатка финансирования. Оставшись в Формуле-3000 ещё на год, Уиггинс пригласил в качестве основного пилота Дэвида Култхарда. Шотландец смог победить один раз, выступал стабильно и в результате стал в чемпионате третьим, уступив только Оливье Панису и Педро Лами. В конце сезона Уиггинс объявил об окончательном переходе команды в Формулу-1.

«Формула-1»

Для участия в Формуле-1 согласно правилам требовалось самостоятельно строить автомобиль. Вместо того чтобы организовать конструкторское бюро, Уиггинс принял решение закупить основу для шасси у стороннего производителя. Несколькими годами ранее Эдриан Рейнард со своей компанией Reynard также планировал участие в Формуле-1, но не смог найти подходящего поставщика двигателей. Конструктор шасси Рори Бирн вместе со своей группой специалистов ушёл тогда от Рейнарда в Бенеттон, а всё оставшееся имущество приобрёл для себя Уиггинс. Довести конструкцию до рабочего состояния помогли инженеры Reynard, приглашённые специально для этого. Полученное шасси не отличалось проработанностью, недостаточной была и жёсткость. Двигатель команде достался производства компании Ilmor, при этом он был устаревшей конструкции — впервые он появился в Формуле-1 аж в 1991 году на болидах команды Лейтон Хаус, заработав при этом всего одно очко. Пилотировать полученную конструкцию хотели пригласить Култхарда, но шотландец предпочёл стать тест-пилотом чемпионского Williams, и пришлось довольствоваться Гашо, в пару к которому пригласили Поля Бельмондо, единственным достоинством которого оказалось происхождение — он был сыном известного французского актёра Жана-Поля Бельмондо.

Кроме всего прочего, в чемпионат было заявлено 14 команд и 28 автомобилей, тогда как на стартовой решетке хватало место только для 26, и команде в каждой гонке приходилось бороться за саму возможность участия в гонке. Результат оказался соответствующим исходным данным — квалифицироваться обоим пилотам удалось только на четвёртом этапе в Монако, и то просто потому, что команды Williams и Simtek выставили по одному болиду из-за гибели своих гонщиков на прошлом этапе, а команда Заубер снялась с гонки из-за серьезной аварии своего пилота Вендлингера в квалификации. В гонке же оба пилота сошли — Гашо из-за поломки коробки передач, а Бельмондо четырьмя кругами позже из-за переутомления (sic!). То же самое повторилось и на следующем этапе в Испании. Во Франции смог квалифицироваться один Гашо — и снова сошёл, а во всех остальных этапах никто из пилотов Pacific не смог пробиться на старт.

В феврале 1995 года команда объявила о слиянии с легендарной Team Lotus (на голубых болидах появилась зелёная лента с жёлтой окантовкой и эмблемой Team Lotus), которую в конце 1994-го приобрел брат Джеймса Ханта Дэвид, который не смог собрать нужных денежных средств для её участия.

В рамках подготовки к следующему сезону команда объявила, что её конструктором Фрэнком Коппаком (сыном знаменитого Гордона Коппака) уже разработано новое шасси PR02. Устаревший двигатель Ilmor был заменен на Ford ED V8.

Результаты в Формуле-1