title-icon
Яндекс.Метрика

Теория жидомасонского заговора


Теория жидомасонского заговора — теория заговора, утверждающая существование тайной коалиции еврейства (или иудаизма) и масонства, целью которой является установление всемирного господства.

История

Неприязнь к масонам как социальное явление возникла в XVIII веке: как отмечает Дуглас Смит, негативное отношение к масонам на всех общественных уровнях в Российской империи зародилось почти сразу после возникновения первых лож. Ещё на ранней стадии развития масонского ордена отношение к нему было подозрительным в силу политической активности его членов.

После же переворота 1741 года императрица Елизавета списывала многие неудачи русского государства, пришедшиеся на период правления Анны Иоанновны, на немцев, а также их приспешников. Распространение масонства, по мнению императрицы, также было частью немецкого влияния. В вину русским вельможам и офицерам, поддерживавшим Анну Иоанновну, вменялось разграбление казны, предательство народа русского и усиление масонского влияния в государстве. Особую поддержку обвинения людей «нрава фримасонского» в упадке государства получили в лице церкви. К числу обвинений в адрес масонов (помимо государственной измены) добавились обвинения в предательстве христианской веры и сатанизме. Обилие иудейской и ветхозаветной символики, используемой в масонских ритуалах, интерес к каббалистической литературе и прославление Сиона стали основанием полагать, что существует связь между масонами и евреями.

Аналогичные обвинения в это время во Франции высказывал аббат Огюстен Баррюэль. Так, в работе 1792 года «Иллюстрированные мемуары истории якобинства» Баррюэль утверждал, что евреи, масоны и иллюминаты преследуют цель свержения европейских монархий и умаления авторитета церкви. Баррюэль прямо называл масонов зачинщиками и виновниками Французской революции, приведшей к великим кровопролитиям.

Впоследствии Николаю I неоднократно приносили доносы на масонов. В одном из доносов императору М. Л. Магницкий впервые употребил термин «жидомасоны». Он, в частности, писал, что Россия «страшна [масонам] силою физическою, духом <…> истинной и несокрушимой религией, преданностью к <…> самодержцам, искреннею, сердечною, святою, потому что она основана на вере, на чувстве, на тысячелетнем предании любви народной». По мнению историка С. Ю. Дудакова, письма Магницкого стали одним из важнейших документов, повлиявших на фабрикацию на рубеже XIX—XX веков известной фальшивки, обвинявшей евреев в планах мирового господства — «Протоколов сионских мудрецов».

С теорией жидомасонского заговора связана политическая борьба во Франции вокруг дела Дрейфуса (1894—1906). На распространение теории повлияли такие факторы, как рост и интернационализация капиталов ряда еврейских банкирских и промышленных династий (Ротшильдов и других) в XIX веке и приписываемая значительному числу французских, американских, а затем и российских политиков конца XIX — начала XX веков принадлежность к масонским ложам.

Существенную роль в представлениях о масонстве, как о тайном сатанистском заговоре сыграла также серия книг Лео Таксиля о масонах и их связях с дьяволом и поклонении ему, в которых автор описал мифическое общество палладистов, представительницей которого сделал мадам Воган, на деле являвшуюся его машинисткой. В 1897 году в Париже в стенах Географического общества Таксиль неожиданно для всех почитателей его таланта и особенно для католического духовенства (для которого он в основном и писал свои «исследования») вдруг выступил с публичным разоблачением, что всё написанное им о масонах — мистификация, осуществленная с несколькими помощниками ради разоблачения обскурантизма церковников. Скандал нанёс большой ущерб авторитету церкви, но многие отказывались верить в саморазоблачение Таксиля.

Вальтер Лакер пишет, что «идея всемирного заговора франкмасонов с целью подчинения всего человечества издавна была плотью и кровью доктрины» крайне правых русских националистов. При этом им приходилось игнорировать тот факт, что многие герои русской истории, включая Суворова, Кутузова, Пушкина и др. были масонами. В связи с тем, что евреи занимали видное место в революционном движении, то революцию 1905 года приписывали союзу масонов с евреями.

Во Франции времён Третьей республики, дореволюционной России и в русской эмиграции, в Третьем Рейхе, а также в франкистской Испании были распространены идеи о существовании такого заговора.

Современность

Данная теория существует и сегодня, хотя в Европе и Америке после Второй мировой войны подобные взгляды в целом ушли из публичной политики и широкого общественного обсуждения. При этом их традиционно придерживаются сторонники неонацизма.

Тема жидомасонского заговора, включая обвинения «жидомасонов» в ритуальных убийствах и использовании крови младенцев, популярна в литературе, посвященной «арийской идее». В России в среде радикальных националистов слово «масоны» может служить эвфемизмом для обозначения «евреев», равно как и «хазары».

Критика

Теория жидомасонского заговора не имеет документальных подтверждений.

В. Лакер отмечает многочисленные искажения, логические и фактические нестыковки этой теории. При этом он отмечает, что сторонники таких теорий — «люди веры, рациональные дискуссии с ними бессмысленны: они не воспринимают критический анализ и возражения».

Психиатр Михаил Буянов считал, что существует «масонофобия» — род идеологического сумасшествия, для которого характерны разнообразные страхи и крайняя подозрительность как при паранойе, однако оказание помощи такому больному невозможно.

В произведениях искусства

Данная теория также неоднократно обыгрывалась в художественной литературе, например, в произведениях Умберто Эко, Дмитрия Быкова и др.

Два романа Умберто Эко касаются данной темы: «Маятник Фуко», где идея жидомасонского заговора является одной из конспирологических линий, хоть и не определяющей; и «Пражское кладбище», который напрямую посвящён «Протоколам сионских мудрецов» и жидомасонскому заговору.