Чанки (игра)
» » Чанки (игра)

Чанки (игра)

15.12.2020


Чанки (англ. Chunkey), известна также как «игра с обручем и шестом» — игра, распространённая среди индейцев США. Возникла в период, предшествовавший контакту с европейцами (культуры Форт-Эйншент, Миссисипская и ряд других). Состояла в том, что один из игроков толкал (нередко со склона) каменный диск, а другие игроки бросали свои копья с целью попасть как можно ближе к месту предполагаемой остановки диска. Игра возникла около 600 г. н. э. в регионе около древнего города Кахокия, ныне окрестности города Сент-Луис в штате Миссури. Игра в чанки происходила на крупных стадионах площадью до 19 гектаров, в присутствии многочисленных зрителей — жителей всего региона (то есть самой Кахокии, жителей окрестных посёлков и даже гостей из дальних земель). Сохраняла популярность и после упадка миссисипской культуры около 1500 г. Версии данной игры были распространены во многих местах Северной Америки. Этнограф раннего периода Джеймс Адэр (en:James Adair (historian)) переводил её название как «выполнение тяжкого труда». Нередко игра была связана со ставками на её результат, причём игроки могли отдавать в заклад всё своё имущество в надежде на свой выигрыш. Проигравшие подчас были вынуждены совершать самоубийство.

Мифология

Игрок в чанки, изображаемый как Танцор-Сокол, был важной мифологической фигурой Юго-восточного церемониального комплекса. На юго-востоке и в центре США было найдено много изображений данного персонажа, в основном представлены следующие мотивы:

  • «игровая поза» — многие графические изображения игрока в чанки представляют его в момент бросания каменного диска.
  • «сломанный шест» — шест для игры в чанки обычно изображался как ободранный и почти всегда сломанный. В мифологическом цикле это могло означать окончание игры или поражение. При археологических раскопках шесты для чанки обнаружить не удалось, хотя был найден медный футляр рядом с камнями для игры в чанки при раскопках кургана 72 в Кахокии.
  • «шляпа-цилиндр» — шляпа цилиндрической формы из неизвестного материала, используемая только игроками в чанки.
  • «фартук в виде сердца или мешка» — археологи предполагают, что на поясе игрока мог находиться человеческий скальп.
  • «Mangum Flounce» — мотив необычной формы, состоящий из петлеобразных линий над и под поясом игрока в чанки.

Хотя фигура, обозначаемая как Танцор-Сокол, или Игрок в чанки, не всегда изображалась в процессе игры, многие сопровождающие атрибуты (скальп, отрубленные головы, сломанные шесты для игры в чанки и т. д.) позволяют идентифицировать этот персонаж даже тогда, когда он изображён не в обстановке игры. Некоторые из атрибутов подчёркивают серьёзность игры — по-видимому, платой за поражение могла быть казнь кого-либо из проигравших.

После контакта с европейцами

Многие индейские народы продолжали играть в чанки и после контакта с европейцами вдоль всего юга современных США, в том числе такие народы, как маскоги, чикасо, чумаши, чокто и манданы, как свидетельствовал в 1832 г. художник Джордж Кэтлин:

В начале колониального периода игра пользовалась популярностью среди индейцев на юго-востоке будущих США. Поля для игры в чанки у народа маскоги представляли собой хорошо выровненные и вычищенные площадки, окружённые насыпью со всех сторон, с шестом в центре, и ещё два шеста находились с противоположных сторон. Шесты использовались для другой игры — в мяч. Камни, которые сами по себе были ценными предметами, принадлежали поселению (городу) или клану, а не отдельным лицам, и тщательно хранились.

Правила подсчёта очков различались у разных народов:

  • Чероки подсчитывали итог игры, исходя из того, насколько близко камень оказывался к определённым отметкам на шесте-«чанки».
  • Чикасо подсчитывали итог игры, засчитывая одно очко игроку, попавшему ближе всего к диску, или два очка — если копьё касалось диска.
  • Чокто играли в эту игру на поле шириной 3,7 метра и длиной 30,5 метра. Шесты изготавливались из пеканового дерева (разновидность гикори) с четырьмя надрезами на переднем конце, одним в середине и двумя на другом конце. Счёт зависел от того, какой из наборов надрезов оказывался ближе к диску. Игра заканчивалась, когда кто-либо из игроков набирал 12 очков.