Лютц, Александр Фридрихович


Лютц Александр Фридрихович (4.10.1892 г. село Тарлыковка, Саратовская губерния — 1971 г. Новосибирск) — доктор технических наук, профессор, «Заслуженный деятель науки и техники РСФСР», «Почетный железнодорожник», кавалер ордена «Знак почета».

Биография

Родился 4 октября (по старому стилю) 1892 года в селе Тарлыковка Новоузенского уезда Саратовской губернии в семье немцев-колонистов. Окончил 1-е Саратовское реальное училище в 1912 году и в тот же год поступил на инженерно-строительный факультет Петербургского политехнического института. В годы учебы в вузе работал десятником сначала на строительстве участка Оренбург—Орск Южно-Уральской железной дороги (1914—1915 г.,), затем на строительстве железной дороги Петроград-Рыбинск (1916 г.). С 1916 года проводил изыскания и участвовал в проектировании моста через Волгу возле Саратова и Саратовского железнодорожного узла. В 1918 году окончил Петроградский политехнический институт, получив квалификацию «инженер-строитель».

С 1920 по июль 1941 г. — преподаватель Петроградского (с 1924 г. — Ленинградского) политехнического института по курсам железных дорог и геодезии. По совместительству был доцентом транспортной Академии и руководил дипломным проектированием в Институте инженеров железнодорожного транспорта. В 1938 году утвержден в ученой степени кандидата технических наук без защиты диссертации и с того же года — начальник кафедры геодезии в Военно-транспортной академии РККА.

Одновременно с преподавательской и научной деятельностью Люцт работал в Лентранспроекте, проводил предпроектные изыскания и обследования, а также участвовал в проектировании Ленинградского железнодорожного узла и мостового перехода через реку Волхов.

В июле 1941 года А. Ф. Лютц «как лицо немецкой национальности» принудительно эвакуирован из Ленинграда в Кострому, где продолжал заниматься преподавательской и изыскательской деятельностью. В 1946 году распоряжением НКВД был переведен в Новосибирск в качестве спецпереселенца и в этом статусе находился до 1954 года. В 1946 году начал работать в Новосибирском институте военных инженеров железнодорожного транспорта на кафедре графики, затем был начальником кафедры геодезии. В 1950 году защитил докторскую диссертацию. Утвержден ВАК в ученой степени доктора технических наук, в 1954 году получил государственную аттестацию на учёное звание профессора.

Почти четверть века проработал Александр Фридрихович Лютц в Новосибирском институте инженеров железнодорожного транспорта, заведуя кафедрой инженерной геодезии. За это время им подготовлены десятки кандидатов и докторов наук, опубликованы фундаментальные монографии и учебники, переведенные на многие языки и неоднократно переиздаваемые в Советском Союзе. А. Ф. Лютц удостоен звания «Заслуженный деятель науки и техники РСФСР», «Почетный железнодорожник», награжден орденом «Знак почета».