Тильке, Герман


Герман Тильке (нем. Hermann Tilke; род. 31 декабря 1954 года в Ольпе, Германия) — немецкий архитектор, инженер, конструктор, автогонщик. Получил широкую известность, как один из ведущих разработчиков гоночных автодромов первой категории FIA (способных принимать этапы Формулы-1).

Гонки

В 1980-х годах Тильке принимал участие в качестве автогонщика в соревнованиях кузовных автомобилей (туринг), в основном на старом кольце Нюрбургринга Nordschleife. Принимал участие в 24 часах Нюрбургринга. Вместе с Дирком Адорфом в 2003 и 2004 годах выигрывал этапы серии V8Star.

Архитектура

В 1984 году Тильке основал компанию Tilke Engineering. Первым маленьким проектом была небольшая дорога к Нюрбургрингу. А уже в 2002 году компания Тильке строила целый комплекс поворотов на этой трассе.

Первым крупным проектом можно считать перестройку австрийской трассы Остеррайхринг в короткий А1-Ринг в 1990 году.

В 2000-х годах Тильке стал создателем практически всех новых трасс календаря Формулы-1:

  • 1998 Сепанг, Малайзия
  • 2004 Сахир, Бахрейн
  • 2004 Шанхай, Китай
  • 2005 Истанбул Парк, Турция
  • 2008 городская трасса в Сингапуре, Сингапур
  • 2008 городская трасса в Валенсии, Испания
  • 2009 Яс Марина, ОАЭ
  • 2010 Международный автодром Кореи, Южная Корея
  • 2011 Международный автодром Будды, Индия
  • 2012 Трасса Америк, США
  • 2014 Сочи Автодром, Россия
  • 2020 Ханой, Вьетнам

Тильке также работал над перестройкой автодромов Хоккенхаймринг, Фудзи Спидвей, Каталунья, Монца, Нюрбургринг. Участвовал в создании проектов трасс мирового уровня в России — Казань Ринг (Каньон), Moscow Raceway, Игора Драйв; в Казахстане — Казахстан МоторСити (нереализованный).

Отличием автодромов, разработанных Германом Тильке, являются длинные прямые, разбитые шпильками, что создает возможности для обгонов. Однако по мнению некоторых фанатов Формулы-1, трассы разработанные Германом Тильке слишком узки, чтоб на них можно было обгонять. Хотя на самом деле трассы, разработанные Тильке, в среднем в 1,5-2 раза шире, чем классические трассы, что заметно даже на глаз. Среди пилотов на этих трассах практически нулевая смертность — на трассах не гибнут автогонщики. Исключение — мотогонщики Андреа Антонелли и Марко Симончелли, сбитый Валентино Росси.

***

Критика Германа Тильке связана с тем, что у ценителей Формулы-1 наибольшей популярностью пользуются суперскоростные этапы, такие как Сильверстоун, Спа и Судзука. Творения же немецкого инженера — это либо сверхмедленные городские трассы с частым выездом машины безопасности из-за затрудненной эвакуации после аварий, либо — мало отличимые друг от друга среднескоростные автодромы со стандартной длиной 5 с лишним километров, разнообразием медленных поворотов и минимумом быстрых, а также с парой длинных прямых, заканчивающихся «шпильками»