title-icon
Яндекс.Метрика

Король, Андрей Дмитриевич


Андрей Дмитриевич Король (белор. Андрэй Дзмітрыевіч Кароль) (род. 30 октября 1972, Гродно) — белорусский педагог, доктор педагогических наук, профессор. С 28 сентября 2017 года является ректором Белорусского государственного университета.

Биография

Родился в Гродно в 1972 году. В 1995 году окончил инженерный факультет Гродненского государственного университета имени Янки Купалы (ГрГУ им. Я. Купалы) по специальности «Радиофизика и электроника». С 1995 по 1999 год работал учителем СШ № 5 г. Гродно. В 2002 году защитил кандидатскую диссертацию «Метод эвристического диалога как средство активизации учебно-познавательной деятельности учащихся», а в 2009 году – докторскую диссертацию «Моделирование системы эвристического обучения на основе диалога». (г. Москва, Российская академия образования). В 2010 году присвоена ученая степень ВАК России, а в 2018 присвоено ученое звание «профессор» ВАК Республики Беларусь. С 1999 по 2000 год — преподаватель кафедры физико-математических дисциплин и экономической информатики Гродненского филиала Института современных знаний. В 2000—2004 гг. — старший преподаватель, с 2004 по 2008 г. — доцент кафедры медицинской и биологической физики Гродненского государственного медицинского университета (ГрГМУ).

С 1999 года преподавал на кафедре физико-математических дисциплин и экономической информатики Гродненского филиала Института современных знаний. С 2000 года начал трудовую деятельность в ГрГМУ. Здесь А.Д. Король прошел путь от старшего преподавателя до руководителя отдела образовательных информационных технологий и научно-медицинской информации и заведующего кафедрой психологии и педагогики. Работал в ГрГМУ до 2008 года. В 2012 году началась трудовая деятельность в ГрГУ им. Я. Купалы в должности заведующего кафедрой педагогики педагогического факультета.

С марта 2013 года по сентябрь 2017 года возглавлял ГрГУ им. Я. Купалы. За этот период под руководством А.Д. Короля были достигнуты высокие результаты в различных направлениях деятельности университета..

С 28 сентября 2017 года назначен на должность ректора Белорусского государственного университета.

Научная деятельность

Представитель научной школы человекосообразного образования. Ввёл в педагогику понятие «эвристический диалог», в котором вопрошающая активность в приобретении нового знания принадлежит учащемуся, а не учителю. Разработал модель эвристического обучения на основе диалога, включающую функции диалога как методологического принципа реализации эвристического обучения (нравственно-развивающая, когнитивная, эмоционально-ценностная, творческо-рефлексивная); систему проектирования диалога в основных структурных компонентах эвристического обучения; систему реализации эвристического обучения в очной, дистантной и очно-дистантной формах. Раскрыл диалоговый компонент образовательных стандартов, целей, структуры, содержания эвристического обучения, системы контроля образовательных результатов эвристической деятельности школьников, который основан на постановке учеником вопросов к фундаментальному образовательному объекту (коррелируется группой вопросов «Что?»), доказательстве или опровержении утверждения учителя при сравнении первичного продукта ученика с культурно-историческим аналогом (коррелируется группой вопросов «Как?»), одновременном доказательстве и опровержении утверждения учителя при создании учащимся обобщенного образовательного продукта (коррелируется группой вопросов «Почему?»). Разработал модель диалога в эвристическом обучении, представляющую собой механизм создания учеником нового знания на основе трёх последовательных видов диалоговой деятельности:

1. постановка вопросов к объекту (этап познания фундаментального образовательного объекта и создания учащимся субъективного образовательного продукта),

2. доказательство, опровержение утверждений (этап сравнения субъективного образовательного продукта учащегося с культурно-историческим аналогом),

3. одновременное доказательство и опровержение утверждения учащимся, составление им фрагмента диалога (этап составления обобщенного образовательного продукта);

Разработал механизм взаимодействия педагогических и информационных технологий в учебном процессе, обеспечивающий реализацию диалоговой модели эвристического обучения в очно-дистантной форме за счет организации учителем горизонтальных («учащийся-учащийся») и вертикальных («учащийся-учитель») диалогов. Разработаны соответствующие дистанционные курсы.

На основе обобщения обширного культурно-исторического, философского и педагогического опыта разработал методологические и дидактические основы молчания в обучении. Молчание ученика рассматривается в двух ракурсах: молчание как стадия, когда сказать своего нечего, и молчание как компетентность, где ученик «открывает» себя – смыслы, цели, миссию – и создает свои знания. Особое внимание уделяется взаимосвязи молчания, «вопрошания» и эвристики.

А.Д. Король внес существенный вклад в теорию проектирования образовательных стандартов, учебных планов, программ, учебников и методической литературы средней и высшей школ.

Опубликовал более 200 учебно-методических и научных работ, в том числе 50 книг. Из них 10 монографий, 27 учебных и учебно-методических пособий (3 – на английском языке, включая полный курс лекций по медицинской и биологической физике), 13 научно-популярных книг. Автор и руководитель более 20 дистанционных курсов, научно-практических семинаров.

Автор и научный консультант проекта «Межвузовский образовательный портал «Методология, содержание, практика креативного образования»». Автор и ведущий семинаров очно-дистанционного оргдеятельностного курса «Методика обучения через открытие: как обучать всех по-разному, но одинаково».

Является постоянным автором работ в научных изданиях: «Педагогика», «Вопросы философии», «Начальная школа», «Школьные технологии», «Народное образование». Ведет собственную авторскую рубрику в журнале «Народная асвета».

С 2016 года – член экспертного совета ВАК Беларуси по педагогическим и психологическим наукам.

Являлся заместителем председателя оргкомитета всероссийских конкурсов «Дистанционный учитель года», «Дистанционная школа года», «Дистанционная педагогическая практика», Всероссийских ученических дистанционных конференций Центра дистанционного образования «Эйдос», членом редакционной коллегии сборников научных трудов лаборатории методологии и теории содержания образования УРАО «Институт содержания и методов обучения» (Москва), изданий Научной школы человекосообразного образования.

Согласно данным Научной электронной библиотеки еlibrary.ru А.Д. Король является лидером Индекса научного цитирования в Беларуси в области «Народное образование. Педагогика» по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования».

В соответствии с базой данных Google Scholar А.Д. Король входит в десятку наиболее цитируемых ученых БГУ в области гуманитарных наук.

Библиография

  • Человек и его смыслы: образовательные заметки / А. Д. Король. — Минск : Вышэйшая школа, 2020. — 238 с.
  • Эвристические сказки. Обучение через открытие. Приключения Лисёнка и его друзей / А. Д. Король, Е. А. Воробьёва. — Минск : Аверсэв, 2020. — 94 с. : ил. — (Учимся вместе).
  • Обучение через открытие : в поисках ученика : книга для учителя и родителя / А. Д. Король. — 2-е издание., перераб. и доп. — Минск : Вышэйшая школа, 2019. — 253 с.
  • Молчание в обучении : методологические и дидактические основы / А. Д. Король. — Минск : Вышэйшая школа, 2019. — 128 с.
  • Психология высшей школы в Союзном государстве : учебно-методическое пособие для вузов / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович, А. Д. Король [и др.]; под ред. С. Л. Кандыбовича, Т. В. Разиной, — 6-е изд. перераб. и доп. — Минск : Харвест, 2019. — 672 с. : ил.
  • Зачем и где искать человека в образовании: Что высвечивает фонарь Диогена? Лекция ректора БГУ профессора Андрея Короля для профессорско-преподавательского состава и студентов МГУ имени М. В. Ломоносова. — М.: Издательство Московского университета, 2019. — 36 с.
  • Дни Дружбы МГУ и БГУ : Российско-белорусское межуниверситетское сотрудничество МГУ и БГУ на современном этапе. Материалы и документы : научно-практический сборник. — Москва: Издательство Московского университета, 2019. — 165 с.
  • Основы эвристического обучения : учеб. пособие / А. Д. Король, И. Ф. Китурко. — Минск : БГУ, 2018. — 207 с. — (Межвузовская серия «Креативное образование»).
  • Куда идет педагогическая наука (Возможна ли дидактика молчания?) / А. Д. Король. — Спб. : СПбГУП, 2018. — 36 с.
  • Обучение через открытие: в поисках ученика. Книга для Учителя и Родителя / А. Д. Король. — Минск: Вышэйшая школа, 2017. — 217 с.
  • Эвристический урок. Результаты, анализ, рефлексии (Как разработать и провести эвристический урок): методическое пособие / А. Д. Король. — Минск: Вышэйшая школа, 2017. — 223 с.: цв. ил.
  • Король, А. Д. Русский язык как иностранный. Практикум по развитию речи: учеб. пособие / А. Д. Король, Е. В. Бэкман, С. Я. Кострица. — Минск: РИВШ, 2017. — 190 с.
  • Король, А. Д. Методика обучения через открытие: как обучать всех по-разному, но одинаково/А. Д. Король. — Гродно: ГрГУ, 2017 — 64 с.
  • Король, А. Д. Как разработать открытое (эвристическое) задание. Разработки участников оргдеятельностного семинара, анализ, рефлексии: практикум/А. Д. Король. — Гродно: ГрГУ, 2017. — 83 с.
  • Король, А. Д. Как разработать и провести занятие эвристического типа. Разработки участников оргдеятельностного семинара, анализ, рефлексия: практикум / А. Д. Король. — Гродно: ГрГУ, 2017. — 96 с.
  • Король, А. Д. Как спроектировать и провести эвристическое интернет-занятие. Разработки участников оргдеятельностного семинара, анализ, рефлексия: практикум / А. Д. Король. — Гродно: ГрГУ, 2017 — 67 с.
  • Понятийный аппарат педагогики и образования [Текст] : коллективная монография / отв. ред. Е. В. Ткаченко, М. А. Галагузова. — Вып. 8. — Екатеринбург, 2015. — 368 с.
  • Король, А. Д. Педагогика диалога: от методологии к методам обучения: монография / А. Д. Король. — Гродно: ГрГУ, 2015. — 195 с.
  • Актуальные проблемы современного социогуманитарного знания / под науч. Ред. Ч. С. Кирвеля. — Гродно: ГрГУ, 2015. — 462 с. (с. 27 — 40).
  • Актуальные проблемы современного социогуманитарного знания / под науч. Ред. Ч. С. Кирвеля. — Гродно: ГрГУ, 2015. — 462 с. (с. 27 — 40).
  • Король А. Д. Психология, 1-11 классы. Сборник эвристических заданий. Учебно-методическое пособие / под ред. А. В. Хуторского. -М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2013. — 71 с. : ил. (Серия «ФГОС: задания для уроков»).
  • Король А. Д. Основы психологии и педагогики: основы педагогики: электронный учебно-методический комплекс [Электронный ресурс] / Гродн. гос. ун-т им. Я. Купалы; рук. А. Д. Король. — Гродно, 2013.
  • Король А. Д. История, 6-11 классы. Сборник эвристических заданий. Учебно-методическое пособие / под ред. А. В. Хуторского. — М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2013. — 78 с. : ил. (Серия «ФГОС: задания для уроков»).
  • Эвристическое обучение. В 5 т. Т.4. Интернет и телекоммуникации / под ред. А. В. Хуторского. — М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2012. — 204 с. (Серия «Инновации в обучении»).
  • Эвристическое обучение. В 5 т. Т. 3. Методика / под ред. А. В. Хуторского. — М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2012. — 208 с. (Серия «Инновации в обучении»).
  • Эвристическое обучение. В 5 т. Т.2. Исследования / под ред. А. В. Хуторского. — М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2012. — 198 с. (Серия «Инновации в обучении»).
  • Король А. Д. Урок-диалог : как подготовить и провести / Под ред. А. В. Хуторского. — М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2012. -54 с. (Серия «Современный урок»).
  • Лещенко, В. Г. Курс медицинской и биологической физики = The course of medical and biological physics : учеб.-метод.пособие / В. Г. Лещенко, М. В. Гольцев, А. Д. Король, Г. К. Ильич, Л. В. Кухаренко, О. В. Недзведь; пер.с рус.яз. В. Г. Лещенко [и др. ].
  • Эвристическое обучение. В 5 т. Т. 1. Научные основы / под ред. А. В. Хуторского. — М.: ЦДО «Эйдос», 2011. — 320 с. (Серия «Инновации в обучении»).
  • Король, А. Д. Педагогическая практика: организация и проведение : учебно-методическое пособие для студентов медико-диагностического факультета / А. Д. Король, Т. И. Спасюк. — Гродно : ГрГМУ, 2011. — 72 с.
  • Пространство и общение: взаимосвязи и взаимозависимости: коллективная монография / под ред. И. А. Ахьямовой / Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2010. — 244 с.
  • Эвристический практикум по основам педагогики : учебно-методическое пособие для студентов лечебного, педиатрического, медико-психологического факультетов, для студентов медико-диагностического факультета специальности: медико-диагностическое дело, сестринское дело / А. В. Хуторской, А. Д. Король. — 2-е изд. — Гродно : ГрГМУ, 2010. — 184.
  • Хуторской, А. В. Эвристика и телекоммуникации в медвузе / учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов / А. В. Хуторской, А. Д. Король — Гродно : ГрГМУ, 2010. — 130 с.
  • Король, А. Д. Эвристический практикум по основам психологии : учебно-методическое пособие для студентов лечебного, педиатрического, медико-психологического, медико-диагностического (специальности: медико-диагностическое дело, сестринское дело) факультетов / А. Д. Король, Е. Д. Мишина, Л. Э. Кевляк-Домбровская — Гродно: ГрГМУ, 2009. — 168 с.
  • Король, А. Д. Диалог в образовании: эвристический аспект. Научное издание [Текст] / А. Д. Король. — М. : ЦДО «Эйдос», Иваново : Издательский центр «Юнона», 2009. — 260 с.
  • Король, А. Д. Медицинская информатика : курс лекций : пособие для студ. мед.-психол. факультета [Текст] / А. Д. Король, А. В. Прудило. — Гродно : ГрГМУ, 2008. — 132 с.
  • Король, А. Д. Избранные лекции по медицинской и биологической физике = Selected lectures in Medical and Biological Physics : пособие для фак. ин. учащихся [Текст] / А. Д. Король, Н. Н. Забелин, Т. А. Литвинова — Гродно : ГрГМУ, 2007. — 188 с.
  • Бертель, И. М. Руководство к лабораторным и практическим занятиям по медицинской и биологической физике / И. М. Бертель, С. И. Клинцевич, А. Д. Король и др. — Гродно : ГрГМУ,2007. — 108 с.
  • Korol, A.D. Integrated dialogue-based course in Medical and Biological Physics. Part 1. = Интегрированный диалогический курс медицинской и биологической физики. Часть 1. : учеб. пособие для студ. отд. ин. студентов [Текст] / A.D. Korol. — Гродно : ГрГМУ, 2004. — 163 с.
  • Король, А. Д. Диалогический курс медицинской и биологической физики : учеб. пособие для студ. леч., педиатр., мед.-психол. факультетов [Текст] / А. Д. Король. — Гродно : ГрГМУ, 2004. — Ч.1. — 174 с.
  • Король, А. Д. Диалог восточного и западного культурного типов в модернизации современного образования : монография [Текст] / А. Д. Король. — Гродно : Изд-во ГрГМУ, 2003. — 148 с.
  • Король, А. Д. Диалог в эвристическом обучении : учеб. пособие [Текст] / А. Д. Король. — Гродно, 2001. — 97 с.
  • Креативное образование в рамках концепции «Университет 3.0»: От методологии к опыту реализации. Круглый стол научно-теоретического журнала Российской академии образования «Педагогика» в Белорусском государственном университете / А. Д. Король, Р. С. Бозиев, Н. В. Бровка, О. Л. Жук, О. Н. Здрок, Д. Г. Медведев, Н. И. Морозова, С. В. Снапковская // Педагогика. – 2019. – №11 – С. 52–93.
  • Король, А. Д. Молчание в обучении: Методологические и дидактические основы / А.Д. Король // Педагогика. – 2019. – № 4. – С. 5 – 15.
  • Король А. Д. Молчание в диалоге как проблема философии образования / А. Д. Король // Вопросы философии. – 2019. – № 4. – C. 1–11.
  • Какое образование для нас ценно? Материалы «круглого стола» / Б. И. Пружинин, Ф. Е. Ажимов, А. А. Арламов, А. П. Валицкая, Г. А. Гачко, О. Л. Грановская, А. А. Грякалов, Л. И. Данькова, И. И. Докучаев, Д. Ю. Игнатьев, Ч. С. Кирвель, И. Ф. Китурко, А. Д. Король [и др.] // Вопросы философии. – 2018. – № 6. – С. 34–58.
  • Король, А. Д. Какое знание способно изменить человека: уроки истории / А. Д. Король // Педагогика. – 2018. – № 4. – С. 20–26.
  • Karol, A. «Quo vadis», pedagogics: on the rational and mystical way of acquiring the human / A. Karol // Cuadernos de Rusística Española. – 2016. – Vol. 12. – S. 149–160.
  • Korol, A. D. Informatization of education and person-oriented principle: how to teach everyone in a similar way but differently / Andrey D. Korol // Pedagogika. – 2014. – T.114, № 2. – S. 64–74.
  • Король, А. Д. Стереотип как образовательная проблема / А. Д. Король // Вопросы философии. – 2013. – № 10. – С. 156–162.
  • Король, А. Д. Общение и проблемы дистанционного образования / А. Д. Король // Вопросы философии. – 2011. – № 6. – С. 173–176.
  • Король, А. Д. Информатизация образования и общение в школе / А. Д. Король // Педагогика. – 2011. – № 7. – С. 61–65.
  • Король, А. Д. Повышение квалификации учителя в сетевой структуре учебного взаимодействия / А. Д. Король // Педагогика. – 2009. – № 4. – С. 57–62.
  • Хуторской, А. В. Диалогичность как проблема современного образования (философско–методологический аспект) / А. В. Хуторской, А. Д. Король // Вопросы философии. – 2008. – № 4. – С. 109–115.
  • Король, А. Д. Образование в судьбе современной России: [выступление на «Круглом столе»] / А. Д. Король // Педагогика. – 2008. – № 1. – С. 22–24.
  • Король, А. Д. Диалоговый подход к организации эвристического обучения / А. Д. Король // Педагогика. – 2007. – № 9. – С. 18–24.


Художественная литература:

1. Румянец анемона, или Вечность в раскрытой ладони : роман / А. Д. Король. – Минск : Звязда, 2020. – 272 с.

2. Король, А.Д. Разговор с молчаливым человеком / А.Д. Король // Нёман. – 2019. – №11. – С. 134 – 146.


Членство в общественных объединениях, сотрудничество с государственными органами и иными организациями

Член редакционной коллегии журнала «Педагогика» (Российская академия образования), международного редакционного совета серии «Мысль и слово» Института философии РАН, ряда белорусских научных журналов. А.Д. Король являлся депутатом Гродненского областного Совета депутатов двадцать седьмого созыва, председателем постоянной комиссии по мандатам, законности, местному управлению и самоуправлению. В 2019 г. избран вице-президентом Евразийской ассоциации университетов. Член Президиума Национальной академии наук Беларуси. Является Почетным профессором Фошаньского университета (КНР).


Награды

Награжден тремя грамотами Российской академии образования, «Медалью Сократа», Почетной грамотой Министерства образования Республики Беларусь (2011), Почетной грамотой Республиканского центра физического воспитания и спорта учащихся и студентов (2013), Почетной грамотой Гродненского областного исполнительного комитета (2015), Почетной грамотой Гродненского городского Совета депутатов (2015), Почетной грамотой Гродненского областного Совета депутатов (2017), грамотой Вооруженных сил Республики Беларусь (2018).

  • Стипендия Президента Республики Беларусь талантливым молодым ученым (2012).
  • Благодарность Министра образования Беларуси (2014).
  • Благодарность Президента Республики Беларусь (2016).
  • Благодарность Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь (2017).
  • Нагрудный знак Министерства образования «Выдатнiк адукацыi» (2017).