Иоанн де Грокейо
» » Иоанн де Грокейо

Иоанн де Грокейо

14.12.2020


Иоанн де Грокейо, устаревшее написание — Грохео (Johannes de Grocheio, Grocheo) — французский теоретик музыки конца XIII века.

Философская основа трактата о музыке

Биографические сведения об Иоанне де Грокейо отсутствуют. Авторское замечание в (единственном сохранившемся) трактате с условным названием «О музыке» (De musica, около 1300) о «молодых друзьях», помогавших ему в пору каких-то суровых жизненных испытаний (неизвестно каких), возможно, свидетельствует о его незнатном происхождении. Магистр Парижского университета в пору его расцвета, Иоанн де Грокейо впитал новейшие достижения философии и теологии своего времени, в особенности «математических» дисциплин квадривия. В плане трактата и логике рассмотрения объектов музыкальной науки явно просматривается желание подражать философскому учению Аристотеля, в особенности его гилеморфизму.

Учение о музыке

Грокейо даёт собственное амбивалентное определение музыки — как теоретической «науки о числе, отнесённом к звукам», и одновременно практического знания, направленного на обучение музыканта («музыка» как свод дидактических рекомендаций). Иронически отвергая боэциеву «мировую» и «человеческую» музыку («да и кто слышал, чтобы человеческий организм звучал?»), автор предлагает собственную её классификацию. Важнейшие категории в классификации Грокейо:

  • популярная музыка (cantus publicus), подразумевается музыка устной традиции;
  • учёная музыка (musica composita, также называемая «regularis», «canonica», «mensurata»), здесь рассматриваются многоголосные формы: органум, гокет и наиболее сложная и изысканная — политекстовый мотет;
  • церковная музыка (cantus eccleciasticus); богослужебное одноголосное пение, плавный распев (cantus planus).

Уникальна для Средневековья детализация современной автору звучащей парижской музыки, нестрого подразделяемой им на «простую» (simplex), «отечественную», или «местную» (civilis) и «просторечную» (т.е. на вульгарном наречии, vulgaris). В последнюю категорию автор включает шансон, эстампиду, рондó, загадочную «дукцию» и некоторые другие жанры менестрельной музыки.

В обширной классификации музыкальных инструментов («естественным инструментом» Грокейо называет голос человека, «искусственным инструментом» — музыкальный инструмент в привычном нам смысле) автор трактата выделяет виелу как инструмент, обладающий широчайшими художественными и формальными возможностями.

Среди ценных музыкально-теоретических наблюдений — чёткая дифференциация интервалов на вертикальные и горизонтальные. Для этой цели переосмысливаются традиционные в теории термины «консонанс» и «конкорданс». Термин «консонанс» резервируется только для вертикальных благозвучий, «конкорданс» относится только к горизонтальным. Наконец, Грокейо утверждает, что многоголосная музыка не подчиняется законам ладовой организации церковной монодии (впрочем, альтернативы в виде учения о многоголосных ладах учёный не даёт). Эта констатация — чрезвычайная редкость для средневековой науки о музыке.

Рецепция

Несмотря на яркое своеобразие трактата, рецепция учения Иоанна де Грокейо в позднейшей истории музыки полностью отсутствует. В наши дни трактат Грокейо считается важнейшим источником для восстановления картины средневековой музыки, в том числе он используется для её реконструкций в практике аутентичного исполнительства.