Раймонда


«Раймонда» — балет в 3 актах 4 картинах Александра Глазунова. Либретто Мариуса Петипа и Ивана Всеволожского по сценарию Лидии Пашковой. В основе сюжета рыцарская легенда о любви. Романтический сюжет и удачное либретто обеспечили спектаклю большую зрелищность и привлекательность для постановки.

Первая постановка

Премьера балета состоялась 7 января 1898 года. Первыми исполнителями главных партий были Пьерина Леньяни (Раймонда), Сергей Легат (Жан де Бриен) и Павел Гердт (Абдерахман). Партии подруг Раймонды исполнили Клавдия Куличевская (Клеманс) и Ольга Преображенская (Генриетта). Вариации в картине «Сон» танцевали Вера Трефилова и Екатерина Гельцер. Характерные танцы исполнили: панадерос — Иосиф Кшесинский, сарацинский – Мария Скорсюк и Александр Горский, мазурка — Мария Петипа и Иосиф Кшесинский, палотас — Ольга Преображенская и Альфред Бекефи. Вариация четырёх танцовщиков в grand pas (Георгий Кякшт, Александр Горский, Сергей и Николай Легат) была повторена на премьере по требованию публики, что является редчайшим случаем в мужском классическом танце.

Либретто

Действие I

Раймонда, племянница графини Сибиллы де Дорис, празднует именины в средневековом замке графини. Пажи веселятся: кто-то практикуется в фехтовании, кто-то играет на музыкальных инструментах. Привлеченные звуками музыки, подруги Раймонды присоединяются к пажам. Появляются графиня Сибилла и придворные дамы.

Управляющий замком объявляет о гонце с письмом от рыцаря Жана де Бриена, жениха Раймонды. Письмо сообщает о том что Жан де Бриен должен скоро вернуться из похода под предводительством короля Андрея II против неверных. Раймонда также получает в подарок от рыцаря его портрет, который немедленно вешается на стену.

Управляющий замком докладывает о прибытии сарацинского царя Абдерахмана. Появляется царь, сопровождаемый вассалами. Они приветствуют Раймонду. Абдерахман пленен красотой Раймонды и дарит ей богатые подарки.

Праздник окончен. С Раймондой остаются лишь несколько её подруг и пажей. Раймонда играет на лютне, пары танцуют. Она присоединяется к ним и исполняет танец с белым легким шарфом в руках. Уставшая, Раймонда засыпает. Ей снится что её возлюбленный Жан де Бриен сходит с портрета. Она бросается в объятия жениха и они идут в сад, застланный туманом. Внезапно Жан де Бриен исчезает и вместо него появляется сарацинский царь Абдерахман, который объясняется в любви. Раймонда падает без чувств. Проснувшись, Раймонда понимает что видела вещий сон.

Действие II

Во внутреннем дворике замка Дорис празднество. Графиня и Раймонда окружены свитой. Раймонда с нетерпением ждет жениха. В числе прочих гостей приезжает Абдерахман. Его сопровождает пышная свита. Графиня Сибилла уговаривает Раймонду принять царя. Абдерахман, как и в первую встречу, очарован Раймондой. Царь настаивает на танце. Он признается Раймонде в любви и приказывает свите развлечь гостей. Гости радуются и пьют вино. Одурманенный красотой Раймонды, Абдерахман с помощью своих вассалов пытается похитить её.

Внезапно появляются возвратившиеся из похода благородные рыцари вместе с Жаном де Бриеном и королём Андреем II. Жан де Бриен спасает Раймонду и вступает в перепалку с Абдерахманом. Король Андрей II предлагает разрешить спор в поединке. Сражаясь, Жан де Бриен наносит мечом смертельную рану Абдерахману. Свита уносит тело их царя. Влюбленные воссоединяются.

Действие III

В замке празднуется свадьба Раймонды и Жана де Бриена. Король Андрей II благословляет молодых. В его честь танцуется дивертисмент из народных танцев.

Постановки

В СССР и России

Мариинский театр / Театр им. Кирова

  • 1917 — возобновление постановки 1898 года.
  • 1931 — 8 января. Балетмейстер — А. Я. Ваганова по М. И. Петипа. Раймонда — О. Г. Иордан, Жан де Бриен — Б. В. Шавров, Абдерахман — Р. А. Славянинов. На волне советской пропагандистской борьбы со сказкой, мистикой и всяким волшебством в искусстве, из спектакля был исключён важный момент: призрак Белой дамы, оберегающий Раймонду. Более этот персонаж в спектакле не появлялся.
  • 1938 — постановка по новому либретто, созданному на основе произведений В. Скотта Слонимским и балетмейстером Вайноненом. В роли Раймонды Г. С. Уланова и Н. М. Дудинская, Коломана — К. Сергеев, В. Чабукиани, Алисы — Балабина, Берг, Абдерахмана — Дудко, Шавров; дирижёр — Дубовский, художник — Ходасевич),
  • 1948 — Новая постановка балетмейстера К.Сергеева по традиционному либретто. Раймонда — Н. М. Дудинская, Жан дё Бриен — К.Сергеев, Абдерахман — С. С. Каплан; художник C. Вирсаладзе
  • 1970 — 23 июня возобновление постановки К. Сергеева, художник И. В. Севастьянов, дирижёр — В. Г. Широков; Раймонда — И. А. Колпакова, Жан де Бриен — В. С. Семёнов, Абдерахман — С. П. Кузнецов.
  • 1994 — 22 марта. Балетмейстер: Ю. Н. Григорович. Раймонда — Ю.Махалина Жан де Бриен — А. Курков; Абдерахман — Д. Корнеев.
  • 1999 — 24 февраля. Возобновление постановки К. М. Сергеева. Раймонда — Вероника Парт, Алтынай Асылмуратова; Жан де Бриен — Данила Корсунцев.

Большой театр

  • 1900 — Балетмейстеры Хлюстин и А. А. Горский; Раймонда — Л. А. Рославлева, А. А. Джури, Е. В. Гельцер, Жан дё Бриен — Мордкин, Абдерахман — Ермолаев. Дирижёр — А. А. Арендс.
  • 1908 — Новая редакция балетмейстера А. А. Горского, Художник К. А. Коровин Раймонда — Е. В. Гельцер, Жан дё Бриен — В. Д. Тихомиров, Абдерахман — М. М. Щипачёв; дирижёр А. А. Арендс,.
  • 1918 — 18 февраля возобновление постановки. Раймонда — Е. В. Гельцер, Жан де Бриен — В. Д. Тихомиров, Абдерахман — А. Д. Булгаков.
  • 1939 — май возобновление Е. И. Долинской по Горскому; Раймонда — М. Т. Семёнова, Жан де Бриен — В. Д. Голубин.
  • 1945 — 7 апреля по либретто Пашковой и Петипа в редакции балетмейстера Л. М. Лавровского, который использовал фрагменты постановок Петипа и Горского. Раймонда — М. Т. Семёнова, С. Н. Головкина, Жан дё Бриен — М. М. Габович, В. А. Преображенский, Абдерахман -А. Н. Ермолаев; дирижёр — Ю. Ф. Файер, художник — С. С. Кобуладзе).
  • 1960 — 17 мая возобновление постановки Л. М. Лавровского, дирижёр — Е. Ф. Светланов; Раймонда — Е. Л. Рябинкина, Жан де Бриен — Н. Б. Фадеечев. Абдерахман — А. А. Лапаури; спектакль экранизирован на телевидении в 1973.
  • 1984 — 29 июня. Балетмейстер Ю. Н. Григорович с использованием хореографии Петипа и Горского, художник С. Вирсаладзе, дирижёр А. М. Жюрайтис; Раймонда — Н. И. Бессмертнова (затем Л. И. Семеняка), Жан де Бриен — А. Ю. Богатырёв (затем И. Д. Мухамедов), Абдерахман — Г. Л. Таранда (затем А. Н. Ветров).
  • 2003 10 мая — Либретто Юрия Григоровича на основе сценария Лидии Пашковой по мотивам средневековых рыцарских легенд, Хореограф-постановщик — Юрий Григорович (редакция 2003 г.) Использованы фрагменты хореографии Мариуса Петипа и Александра Горского, Художник — Симон Вирсаладзе

В других театрах

  • 1938 — Ташкентский театр оперы и балета
  • 1939 — Саратовский театр оперы и балета, постановка В. А. Кононович
  • 1940 — Свердловский театр оперы и балета, постановка В. А. Кононович
  • 1947 — Рижский театр оперы и балета
  • 1951 — Донецкий театр оперы и балета
  • 1951 — Литовский театр оперы и балета
  • 1952 — Киргизский театр оперы и балета
  • 1957 — Киевский театр оперы и балета
  • 1957 — Куйбышевский театр оперы и балета, постановка Н. В. Даниловой
  • 1957 — Таллинский театр оперы и балета
  • 1958 — Уфимский театр оперы и балета
  • 1958 — Ашхабадский театр оперы и балета
  • 1964 — Новосибирский театр оперы и балета, постановка П. А. Гусева
  • 1964 — Пермский театр оперы и балета, постановка М. М. Газиева
  • 1972 — Воронежский театр оперы и балета, постановка Г. Г. Малхасянца
  • 1985 — Московский классический балет, дивертисмент из балета, балетмейстеры Н. Д. Касаткина и В. Ю. Василёв
  • 1998 — Краснодарский музыкальный театр, балетмейстер Ю. Н. Григорович с использованием хореографии Петипа и Горского, художник С. Вирсаладзе, дирижёр А. Лавренюк.
  • 2006, 16 ноября — Михайловский театр, постановка Г. Т. Комлевой по хореографии М. Петипа, К. М. Сергеева, Ф. В. Лопухова.

За рубежом

Распространение балета за рубежом во многом связано с постановками Джорджа Баланчина и Рудольфа Нуриева, который внес выдающийся вклад в развитие этого балета не только как балетмейстер, но и как исполнитель.

Постановки Баланчина

  • 1946 — сокращенный вариант для «Русского балета Монте-Карло», Раймонда — А. Д. Данилова, Нью-Йорк.
  • 1955 — «Па-де-дис на музыку „Раймонды“», «Нью-Йорк Сити балет».
  • 1961 — «Вариации Раймонды» — девять вариаций на музыку балета, исполненные пятью солистками. «Нью-Йорк Сити балет».

Постановки Нуриева

  • 1964 — Королевский балет (для фестиваля в Сполето, Италия). Раймонда — Дорин Уэлс, Жан де Бриен — Рудольф Нуриев. Постановка заснята в документальном фильме «Нуреев в Сполето» (режиссёры Филипп Коллен и Пьер Андре).
  • 1965 — постановка для парижских гастролей Австралийского балета в театре Елисейских Полей с участием Нуриева и Марго Фонтейн.
  • 1969 — постановка III акта для Королевского балета и Норвежского балета (Осло). Раймонда — Светлана Берёзова; Жан де Бриен — Дональд Маклири.
  • 1972 — Цюрихский балет (более полная и переработанная версия в сравнении с постановкой для фестиваля в Сполето.
  • 1975, 26 июня — Американский балетный театр, Нью-Йорк. Раймонда — Синтия Грегори, Жан де Бриен — Рудольф Нуриев, Абдерахман — Эрик Брун.
  • 1983 — Парижская опера, Франция. Раймонда — Элизабет Платель, Жан де Бриен — Шарль Жюд (экранизирован с участием Ноэллы Понтуа, Рудольфа Нуреева и Жана Гизерикса, режиссёр Ив-Андре Юбер).

Другие постановки

  • 1934, 17 ноября — постановка Павла Петрова для гастролей Балета Анны Павловой в Сиднее (Австралия), Раймонда — Ольга Спесивцева
  • 1950 — Брно
  • 1950 — Братислава
  • 1958 — Королевский балет, фрагмент «Любовная сцена». Балетмейстер — Фредерик Аштон. Раймонда — Марго Фонтейн, Жан де Бриен — Майкл Сомс.
  • 1980, 11 декабря — Американский балетный театр, Нью-Йорк. Дивертисмент из II и III актов, балетмейстер Михаил Барышников. Раймонда — Мартина ван Хаммел, Жан де Бриен — Александр Годунов.
  • 1991, 30 мая — Американский балетный театр, Нью-Йорк. III акт, балетмейстер Фернандо Бухонес по М. И. Петипа. Раймонда — Сьюзан Джаффе, Жан де Бриен — Рикардо Бустаманте.
  • 2004, 21 мая — Американский балетный театр на сцене Метрополитен-опера, Нью-Йорк.