title-icon
Яндекс.Метрика

Сплэттер


Сплэттер (от англ. splatter — брызганье; брызги (подразумеваются брызги крови)) — поджанр фильмов ужасов, в котором акцент преднамеренно делается на предельно натуралистичную демонстрацию крови, внутренностей и графическое насилие путём использования специальных эффектов, искусственной крови, мяса животных и т. п.

Характеристика

Термин изначально был придуман Джорджем Ромеро для своего фильма «Рассвет мертвецов». По его же определению, сплэттер — фильм, в котором кровь и отрезанные части тела занимали 80 % экранного времени. Комбинация графического и сексуального насилия в ряде фильмов поджанра привело к появлению ответвления, субподжанра, называемого «пыточное порно» (torture porn) или «горно» (gorno — образовано от слов англ. gore («кровь») и porn («порно»)), что в русском языке эквивалентно неустоявшемуся термину «пыточная порнография».

В таких сплэттерах, как Живая мертвечина (Braindead), насилие является иногда настолько чрезмерным, что несёт в себе элемент комичности.

Сплэттер-фильмы, согласно кинокритику Майклу Арнцену, «скромное веселье в бутафорской крови как форма искусства». Там, где классические хорроры пугают зрителя неизвестностью, сверхъестественным, темнотой и т. д., сплэттеры вызывают страх демонстрацией физического уничтожения тела. Также делается акцент на визуальные эффекты, стиль и технику, в том числе гиперактивную операторскую работу. Если прочие фильмы ужасов имеют направленность на восстановление социального порядка и моральных норм с обязательной победой добра над злом, то сплэттер-фильмы процветают в бессмысленности сюжета и отсутствии порядка. Арнцен утверждает, что «спектакль насилия заменяет любые притязания к структуре повествования, потому что кровь прочно вплетена в текстуру фильма». Кроме того, для сплэттеров характерно фрагментированное повествование и режиссура, например, «маниакальный монтаж движений субъективной камеры … нарезка охоты на охотника, зловещие противопоставления и контрасты».

Появление жанра

Сплэттер ведёт своё происхождение от французского театра Гран-Гиньоль, для которого характерны реалистичные сцены с кровью и резнёй. В 1908 году Гран-Гиньоль впервые появился в Англии.

Первое появление крови и реалистичного увечья человеческого тела можно увидеть в фильме Дэвида Гриффита «Нетерпимость» (1916), в котором представлена сцена, где копье медленно движется через обнаженный живот солдата. Несколько последующих фильмов Гриффита и его современника Сесила Б. Демиля также демонстрировали реалистичную резню.

Современная эра

В конце 1950-х и начале 1960-х годов публике были вновь представлены фильмы с демонстрацией резни. Вышли в прокат «Психо» Альфреда Хичкока (1960) и знаменитые фильмы «Hammer Film Productions» «Проклятие» (1957) и «Дракула» (1958). Возможно, самым яростным фильмом этой эпохи был «Ад» (1960) Нобуо Накагавы, который включал многочисленные сцены размозжения и расчленения.

В начале 1960-х сплэттер стал популярен благодаря фильмам Хершелла Гордона Льюиса. Стремясь поддерживать выгодную нишу, Льюис обратился к тому, что в основном в кино редко упоминалось: сцены висцеральной, явной крови. В 1963 году он снял «Кровавый пир» (1963), который считается первым сплэттером. В дальнейшем вышли ещё два фильма Хершелла Гордона Льюиса в этом жанре: «Две тысячи маньяков» (1964) и «Раскрась меня кроваво-красным» (1965).

Популярность сплэттеров в 1970-х годах вызвала негативную реакцию блюстителей закона. Парламентарии США Роджер Эберт и Британии Грэм Брайт возглавили движение за цензуру фильмов. В Великобритании был разработан Закон о видеозаписях, системе цензуры и сертификации для домашнего видео, что привело к прямому запрету многих сплэттеров, которые в британской прессе считались «видео-гадостью».

Некоторые режиссёры сплэттеров продолжали выпускать свои хиты. Питер Джексон начал свою карьеру в Новой Зеландии, сняв фильмы-сплэттеры «В плохом вкусе» (1987) и «Живая мертвечина» (1992). В этих фильмах было показано так много крови, что они смотрятся комедийно. Такие комедийные фильмы получили термин «сплэтстик» (splatstick), определяемый как физиологическая комедия, которая включает в себя расчленение. Сплэстик был более распространен в Японии, где вышли фильмы «Робогейша», «Токийская полиция крови» и «Девочка-пулемёт».

В сплэттеры впервые использовались некоторые приёмы, перешедшие затем в фильмы других жанров. Например, популярный фильм 1999 года «Ведьма из Блэр: Курсовая с того света» использовал эффект найденной плёнки, который впервые был применён в сплэттере «Ад каннибалов» (1980).

Возрождение

В 2000-х годах, особенно в период между 2003—2009 годами, были сняты фильмы, в которых были объединены элементы жанров сплэттер и слэшер. Критик Дэвид Эдельштейн ввёл новый термин — «пыточное порно» (torture porn). Фильмы поджанра «пыточное порно» подчёркивают сцены насилия, крови, наготы, пыток, увечий и садизма.

Кинорежиссер Элай Рот снял сплэттер «Хостел» (2005). Критик Эдельштейн назвал его первым фильмом в поджанре "пыточное порно". С тех пор этот термин применяется для фильмов «Пила: Игра на выживание» и его продолжений (хотя его создатели не согласны с данной классификацией), «Изгнанные дьяволом» (2005), «Волчья яма» (2005), «Трахни меня» (2000) и «Ичи-киллер» (2001). Разница между этой группой фильмов и более ранними сплэттерами заключается в том, что они зачастую являются прокатными голливудскими фильмами, которые получили широкое распространение и имеют сравнительно высокие бюджеты.

Поджанр пыточного порно оказался очень прибыльным: «Пила», при бюджете 1,2 млн долл., собрала в прокате более 100 млн долл. по всему миру, а «Хостел», который стоил менее 5 млн долл. в производстве, собрал более 80 млн долл.. Студия Lionsgate, снявшая эти фильмы, добилась значительных прибылей. Финансовый успех привёл к выпуску подобных фильмов: «Туристас», «Хостел 2», «За гранью страха» и «Похищение». Действительно, в 2009 году серия фильмов «Пила» стала самой прибыльной франшизой фильмов ужасов всех времен. В дальнейшем вышел фильм «Коллекционер». Несмотря на эти финансовые успехи, ярлык пыточного порно на фильме воспринимается как уничижительный. Некоторые из этих фильмов имели громкие непристойные рекламные кампании; рекламные щиты и плакаты, используемые в маркетинге «Хостела 2» и «Похищения», критиковались за их реалистичную графику, что привело к их снятию во многих местах. Режиссёр Элай Рот стремился защитить поджанр. Автор ужасов Стивен Кинг также выступил с защитой «Хостела 2» и поджанра пыточного порно. Влиятельный режиссер фильмов ужасов Джордж Ромеро заявил, что не снимает пыточного порно и что в них не хватает метафоры.

В 2001, 2003 и 2007 годах Фред Фогель выпустил три экстремальных фильма: «Подполье», «Подполье 2» и «Подполье 3: Покаяние». Все три используют высокореалистичные спецэффекты с целью создания искусственного снафф-видео.

Успех пыточного порно и его бум в середине 2000-х привёл к переплетению жанров. Это стало очевидным благодаря выпуску многих триллеров, в частности, фильмов 2007 года «Я знаю, кто убил меня» и 2008 года «Не оставляющий следа» . Британский фильм «Камера пыток» (2007) и его американский "коллега" «Шрам 3D» продолжали развитие гибридной формы пыточного порно, которое, хоть и в меньшей степени, очевидна в таких фильмах, как «Версия» (2007), «Законопослушный гражданин» (2009) и «Немыслимое» (2010).

В середине 2000-х годов сплэттеры получили мощный толчок в индустрии ужасов с новой волной французских фильмов, обычно называемой «Новой французской экстримностью», которая стала известна во всем мире за их чрезвычайно жестокий характер: «Мученицы» (2008), «Граница» (2007) и «Месть нерождённому» (2007). Рэпер Эминем исследовал жанр в своем музыкальном клипе для сингла «3 a.m.», в этом же году. Датский сплэттер «Антихрист» был впервые показан на Каннском кинофестивале в 2009 году и был раскритикован из-за сцен крайнего насилия, графического секса.

К 2009 году в США стала выгодной тенденция снимать ремейки ранних фильмов ужасов прошлых десятилетий: «Рассвет мертвецов» (2004), «Ужас Амитивилля» (2005), «Дом восковых фигур» (2005), «Чёрное Рождество» (2006), «Хэллоуин 2007» (2007), «Мой кровавый Валентин» (2009), «Пятница, 13-е» (2009), «Человек-волк» (2010), «Безумцы» (2010) и «Кошмар на улице Вязов» (2010). Некоторые из этих ремейков, такие как «Техасская резня бензопилой» (2003), «У холмов есть глаза» (2006) (и продолжение 2007 года), «Забавные игры» (2008), «Последний дом слева» (2009) и «Я плюю на ваши могилы» (2010) упоминались как «пыточное порно» в пресс-обзорах.

В конце десятилетия, «Человеческая многоножка» (2009) и «Сербский фильм» (2010) были одними из самых заметных релизов пыточного порно, хотя и не столь финансово успешным, как «Пила» или «Хостел». Сербский фильм и «Человеческая многоножка 2» (2011) обратили внимание прессы на своё графическое изображение принудительного фекального потребления и некрофилии и оба фильма подвергались цензуре Другие фильмы, такие как «Гротеск» и «Кроличьи игры» и вовсе были запрещены BBFC.

Впоследствии пыточное порно все чаще становится DVD-ориентированным поджанром. Например, «Хостел 3» (2011) был выпущен прямо на DVD, в отличие от предыдущих фильмов в серии. Фильм получил меньше отрицательного внимания в прессе. Также вышли фильмы «Что бы вы сделали…» (2012), «Дрожь» (2012) и «Коллекционер 2» (2012).

Элементы жанра также использовались в эпизодах многих популярных американских телевизионных шоу, в том числе в сериалах «Мыслить как преступник», «Декстер», «Сверхъестественное», «Слепая зона» и «Американская история ужасов».

Некоторые ученые опубликовали анализы фильмов о пытках. Например, книга Стива Джонса «Torture Porn: Popular Horror after Saw» ("Пыточное порно: Популярные ужасы после Пилы") была опубликована в 2013 году.