Пензенский регион Куйбышевской железной дороги

Пензенский регион Куйбышевской железной дороги

14.12.2020


Пензенский регион Куйбышевской железной дороги — филиала ОАО «РЖД» — структурное подразделение, один из четырёх регионов Куйбышевской железной дороги — филиала ОАО «РЖД». Образован в июле 2010 года в результате реорганизации Куйбышевской железной дороги в целях повышения эффективности управления (были объединены Пензенское и Рузаевское отделения).

В зоне обслуживания Пензенского региона КБШ ЖД находятся 6 субъектов Российской Федерации (Республика Мордовия — 327 км, Пензенская область — 600 км, Рязанская область — 93 км, Тамбовская область — 87 км, Ульяновская область — 192 км и Самарская область — 37 км).

История

Именно на территории современного Пензенского региона началась история Куйбышевской магистрали — одной из первых, появившихся в России. В октябре 1874 года было открыто регулярное движение поездов на участке Моршанск — Сызрань. Протяжённость Моршанско-Сызранской железной дороги составляла 485 верст. На линии было задействовано 42 паровоза, 47 аппаратов Морзе, в эксплуатации находились 530 товарных, 52 пассажирских и 15 багажных вагонов. По дороге пропускались за сутки одна пара пассажирских и три пары товарных поездов до 120 тонн.

Во время Великой Отечественной войны пензенские железнодорожники осуществляли перевозки по обеспечению фронта боеприпасами, военной техникой, горючим и продовольствием. В это непростое время на дороге осваивались новые методы труда: скоростное формирование поездов, безотцепочный ремонт вагонов, вождение тяжеловесных составов, отправление сдвоенных поездов. Для повышения пропускной способности участков с октября 1941 на дороге была введена «живая блокировка»: движение поездов было организовано расставленными на расстоянии видимости людьми, по сигналам которых устанавливалась очередность пропуска составов.

В 1960—1970-е годы на Куйбышевской дороге была осуществлена большая программа технического перевооружения дороги — решена задача по переводу магистрали на электрическую и тепловозную тягу; произведены реконструкция узлов и станций, укладка вторых путей, что способствовало развитию пропускной и провозной способности.

В октябре 2003 года вместе с остальными 16 дорогами Российской Федерации Куйбышевская магистраль вошла в состав нового акционерного общества «Российские железные дороги». Объединив в единую систему все стальные магистрали страны, ОАО «РЖД» стало крупнейшей транспортной компанией Европы, по степени выручки входящей в пятерку российских лидеров.

Территория

Пензенский регион обслуживает следующие линии:

  • Участок Рязань 1 — Рузаевка — Сызрань 1:
    • По станции Кустарёвка (исключая её) граница с Московско-Рязанским регионом МЖД. По станции Новообразцовое (исключая её) граница с Самарским регионом.
  • Участок Красный Узел — Пенза 1 — Кривозёровка.
    • По станции Красный Узел (исключая её) граница с Муромский регионом Горьковской железной дороги.
    • По станции Кривозёровка (включая её) граница с Мичуринским регионом Юго-Восточной железной дороги
  • Участок Ряжск — Пенза — Кузнецк:
    • По станции Ряжск II (исключая её) граница с Московско-Рязанским регионом Московской железной дороги.
    • По станции Кузнецк (включая её) граница с Самарским регионом.
  • Участок Рузаевка — Ульяновск Центральный:
    • По станции Дубёнки (включая её) граница с Волго-Камским регионом.
  • Участок Кустарёвка — Вернадовка:
    • По станции Морсово (включая её) граница с Московско-Рязанским регионом Московской железной дороги.