title-icon
Яндекс.Метрика

Нооген (педагогическая технология)


Нооген — это педагогическая (образовательная) технология, по форме основанная на разработанных Г. П. Щедровицким организационно-деятельностных играх (ОДИ), а в качестве содержания использующая решение задач на онтологическое моделирование (создание возможных миров, например: «Построить механику в мире с двумя перпендикулярными временами», «Построить мир, в котором есть язык, а в языке нет названий», «Построить позиционную систему счисления с ненатуральным основанием» и т. п.).

Педагогическая группа «Нооген» возникла в 1988 году в рамках Красноярской летней школы, а впоследствии как несколько самостоятельных авторских школ в городах Красноярск и Новосибирск. Название происходит от названия космического корабля в романе И. А. Ефремова «Час Быка» и переводится с греческого языка как «Рождающий разум». Нооген является технологией дополнительного образования и применяется для выездных интенсивных школ.

История и идеология подхода

«…В 1988—1989 гг. в Краевой летней школе произошло объединение научных сотрудников СО АН СССР, преподавателей и студентов Красноярского университета вокруг идеи создания новой, неклассической педагогической практики. Основным принципом этой практики полагалось развитие и учителя и ученика в совместном решении задач, которые не только не решены современной наукой, но еще и не сформулированы как задачи. Такие специально создаваемые (в режиме инсайта) и особым образом сформулированные задачи стали называться „ноогеновскими“…» (1999 г.)

Основные характеристики НГ-задач

Сущность педагогической технологии «НооГен» изложена в книгах «Возможные миры или практика творческого мышления» и «Рождение разума: знаки пути». Основные характеристики НГ-задач:

  • Задачи выводят взрослого на границу его мышления.
  • Совместность.
  • Задача исследует понятие на его границе.
  • Задача требует полагания (построения Мира).
  • Задача имеет множество решений (множество Миров).
  • Примеры классических ноогеновских задач

    • Построить мир плоских существ, живущих на плоскости (не имеющих толщины), у которых невозможны наслоения, а в остальном все как у нас.
    • Построить геометрию фигур с постоянной площадью и меняющейся формой.
    • Построить мир чудес (в котором чудеса закономерны).
    • Построить мир, где нет чисел, но есть высокоразвитая цивилизация.
    • Построить мир без педагогики.
    • Построить мир с дробной плавно меняющейся размерностью пространства и показать, (или опровергнуть), что размерность p является оптимальной для жизни.
    • Построить школу разучивания.
    • Построить мир, в котором возник язык без существительных, создать произведения литературы этого мира.
    • Построить кинематику в мире без размерности.
    • Построить математику точек зрения.
    • Зарисовать (сделать пиктограмму) анекдот так, чтобы его смогли понять и посмеяться даже инопланетяне. Какими должны быть инопланетяне, чтобы понять пиктограмму?