title-icon
Яндекс.Метрика

Туджман, Франьо


Франьо Туджман (хорв. Franjo Tuđman; 14 мая 1922, Велико-Трговишче, Хорватское Загорье — 10 декабря 1999, Загреб, Хорватия) — хорватский государственный, политический и военный деятель, публицист, первый президент независимой Хорватии с 30 мая 1990 по 10 декабря 1999 года, маршал Хорватии (хорв. Vrhovnik). Был активным участником хорватского диссидентского националистического движения в Югославии.

Биография

Родился 14 мая 1922 года в Велико Трговишче. Его отец, Степан Туджман, районный лидер Хорватской крестьянской партии, погиб во время войны. Мать Юстина (до замужества носила фамилию Гмаз) умерла в 1929 году, во время родов пятого ребёнка. Трое из четырёх братьев Франьо эмигрировали в США к концу 1930-х годов. В 1935 году переехал в Загреб.

Карьера военного

В 1941 году с отличием окончил гимназию. Во время Второй мировой войны вступил в югославскую компартию и Народно-освободительную армию. В апреле 1944 года стал командиром партизанской бригады «Матия Губец». В мирное время быстро рос в званиях — в 1953 году стал полковником, а в 1959 году генерал-майором. Служил в Генеральном штабе и в Министерстве обороны, занимаясь кадровыми вопросами, а также теоретическими вопросами.

Уволился из вооружённых сил в 1961 года в чине генерал-майора, стал директором загребского Института истории рабочего движения. На этом посту вел активную преподавательскую деятельность, в том числе за рубежом — читал лекции как в капиталистических (США, Канаде, Италии, Австрии) странах, так и в социалистической Чехословакии. В декабре 1965 года в Задаре защитил докторскую диссертацию, подготовленную в Загребском университете на тему «Причины кризиса монархической Югославии: от образования в 1918 г. до развала в 1941 г.». Однако в декабре следующего года был обвинён академиком Л. Бобаном в плагиате, после чего ушёл с поста директора Института и был исключён из компартии.

Диссидентская деятельность

Дважды подвергался тюремному заключению по обвинению в поддержке национализма, первый раз в 1972 году, второй раз в 1981 году, был лишён всех наград. В первый раз был осужден на 2 года, но отпущен уже через 9 месяцев. После освобождения в 1970-е годы давал интервью зарубежным СМИ, благодаря чему стал изестен среди хорватской диаспоры за рубежом как оппозиционер. В 1981 году в Нью-Йорке вышла книга Туджмана «Национализм в современной Европе», в которой был сделан вывод, что «положение республики Хорватия в Югославии сопоставимо с положением Индии в период английского колониального господства». Уже в феврале 1981 года Туджман получил второй срок — три года лишения свободы и запрет заниматься общественной деятельностью на пять лет. Из этого срока он отбыл в тюрьме Лепоглава 17 месяцев (с перерывом, когда был отпущен на лечение домой), а в сентябре 1984 года был досрочно освобождён. В июне 1987 года ему разрешили выехать за границу, и Франьо Туджман с женой отправился в Канаду, где читал лекции в университетах Оттавы и Торонто.

В 1989—1990 годах выступал с лекциями в Чикаго, Нью-Йорке и Торонто на темы «Степан Радич и хорватский суверенитет» и «Демократические процессы в современной Хорватии». В том же году выступал в Дании и Швеции.

В 1989 году Франьо Туджман опубликовал свою самую известную работу «Пустоши исторической действительности» (хорв. Bespuća povijesne zbiljnosti). В ней Туджман поставил под сомнение доминирующие в югославской историографии оценки количества жертв геноцида. Не приводя каких-либо источников, он указал, что в Ясеноваце были убиты только 30 000 человек, а количество жертв Холокоста он оценил в 900 000. Несколько позднее, выступая на съезде своей партии ХДС, он заявил, что Хорватия времен Второй мировой войны была не только нацистским образованием, но и выражала тысячелетние стремления хорватского народа.

Политическая деятельность

При поддержке хорватских эмигрантов основал партию Хорватское демократическое содружество (Hrvatska Demokratska Zajednica), победившую на выборах 1990 года и остававшуюся правящей вплоть до конца 1999 года. Туджман избирался парламентом на пост президента Хорватии в 1990 году и был переизбран на прямых выборах в 1992 году. В 1992 году Туджману было присвоено звание почётного гражданина Загреба.

21 ноября 1995 года подписал Дейтонское соглашение от Хорватии. Несмотря на плохое состояние здоровья, был переизбран на третий срок на выборах в июне 1997 года.

В 1999 году у Туджмана был диагностирован рак желудка. После госпитализации 26 ноября передал на 2 месяца свои полномочия спикеру парламента Влатко Павлетичу. 10 декабря того же года в 22:15 по местному времени Туджман ушёл из жизни в загребской больнице. В связи со смертью Туджмана в Хорватии был объявлен трёхдневный траур. Похоронен на городском кладбище Мирогой.

В приговоре военному и политическому руководству боснийских хорватов 29 мая 2013 года Гаагский трибунал указал, что Туджман был участником совместного преступного сговора, целью которого было изгнание нехорватского населения с территорий, которые должны были стать частью хорватского государства на территории Боснии и Герцеговины.

Семья

Был женат на Анкице Туджман (урождённой Жумбар) с 25 мая 1945 года. В браке родилось трое детей — сыновья Мирослав (р. 1946), Степан (р. 1948) и дочь Невенка (р. 1951).

Сын Мирослав избирался депутатом Сабора (парламента) Хорватии.

Награды

Награды Хорватии

Награды иностранных государств

Увековечение памяти

Объекты, названные в честь Франьо Туджмана:

  • Площадь в Загребе.
  • Улица в Скрадине.
  • Улица в Задаре.
Мосты
  • Мост в Дубровнике через реку Дубровачка.
  • Мост в Осиеке.
  • Мост в Чаплине (Босния и Герцеговина).

Оценки деятельности

Туджман неоднократно обвинялся в ультранационализме, этнических чистках сербского населения, деспотизме, авторитаризме и тайных соглашениях в Караджорджево, где они со Слободаном Милошевичем приняли решение расчленить Боснию. Подозревают, что он был связан с махинациями, сопровожавшими приватизационные процессы в Хорватии. Кроме того, известен также как историк-любитель с ревизионистскими взглядами (в частности, в своих книгах он утверждал, что усташи убили намного меньше сербов, чем им приписывают, что критика усташей направлена на унижение национального достоинства хорватов и «сербизацию» Югославии, а также отрицал Катастрофу европейского еврейства во время Второй мировой войны или, по крайней мере, её размеры).

Посол США в СФРЮ Уоррен Циммерман однажды дал своего рода характеристику Туджмана: «В отличие от С. Милошевича, которым руководило стремление к власти, Ф. Туджман был обуян хорватским национализмом. Его преданность Хорватии была самого примитивного типа, и он никогда не показывал понимания или интереса к демократическим ценностям». Циммерману Туджман казался «смешным, опереточным типом», но при этом он указывал: «это впечатление находилось в противоречии с той немилосердностью, с какой он осуществлял хорватские интересы, как он их понимал». Циммерман отмечал его «расистское отношение к сербам в Хорватии». И именно это, по мнению посла, превратило Хорватию «в недемократическую и взрывоопасную республику». Циммерман также утверждал, что под руководством Туджмана «жестоко нарушались права сербов. Сербов выгоняли с работы, от них требовали подписывать бумаги лояльности, нападали на их дома и имущество. Я несколько раз обедал с Ф. Туджманом и слышал, как его министры обзывают сербов самыми страшными словами. Он не присоединялся к ним, но и не обрывал».