Вильянди (мыза)


Мыза Вильянди (эст. Viljandi mõis, нем. Fellin, рус. Шлос Феллинъ) — рыцарская мыза в уезде Вильяндимаа, Эстония. Находится на территории города Вильянди.

Согласно историческому административному делению мыза относилась к приходу Вильянди.

История мызы

XI—XV века

Руины крепости Феллин

На территории современного Вильянди, на высоком холме между двумя долинами, не позднее XI века появилось городище, ставшее центром древней области Сакаламаа. Когда в августе 1223 года крестоносцы после длительной осады завоевали эти земли, здесь начали строить орденскую крепость. За первыми каменными сооружениями в начале XIV века последовало возведение мощного здания конвента с квадратным внутренним двором — самого большого и самого необычного из подобных строений в тогдашней Эстонии. Крепость стала центром комтурства и резиденцией комтура. К северу от крепости возник большой торговый город.

XVI—XVIII века

В середине XVI века, во время опустошительной Ливонской войны, крепость Феллин почти не пострадала, однако была превращена в руины в 1620-х годах, в ходе польско-шведских войн.

В 1624 году король Швеции Густав II Адольф пожаловал город Феллин вместе с окрестностями фельдмаршалу Якобу Делагарди, и на месте разрушенного городища стала развиваться мыза Феллин.

Центр мызы сформировался к западу от городища, между городом и зданием конвента замка Феллин.

В 1624—1681 годах город Феллин принадлежал мызе.

Начавшаяся в 1700 году Северная война полностью уничтожила и мызу, и поселение рядом с ней. Если ещё в начале XVII века от замка оставалась большая часть стен, то в последующие полтора столетия, когда его руины стали местом получения строительных материалов для восстановления мызы и города, сохранились лишь отдельные обломки. Разрушенный до основания Феллин лишился полученных в XIII веке прав города и получил их обратно только указом Екатерины II.

После Северной войны российская императрица Елизавета Петровна подарила мызу Феллин своей кузине Марии Чоглоковой. В подчинении мызы в то время находилось как небольшое поселение, возникшее на месте средневекового городища, так и окрестные земли. В 1746 году было построено одноэтажное деревянное главное здание мызы в стиле барокко (снесено в 1938 году, сейчас в том месте стоит открытый в 2004 году конный монумент Йохану Лайдонеру).

XIX—XX века

В 1860 году мызу Феллин купил барон Август Пауль Адольф Унгерн фон Штернберг (August Paul Adolph von Ungern-Sternberg), ландрат Ливонии, высший церковный староста округа Тарту—Выру, куратор Общества благородных девиц в Вильянди и с 1874 года президент Школьной коллегии Вильяндиской земской гимназии.

Сразу после приобретения мызы Август Пауль Адольф выделил на своей земле грунт под строительство приходской церкви. Рядом с Яановской церковью, которую в тех местах называли немецкой церковью, выросла новая — церковь Святого Павла, которую стали называть эстонской церковью.

На военно-топографических картах Российской империи (1846–1863 годы), в состав которой входила Эстляндская губерния, мыза обозначена как мз. Шлос Феллинъ.

В 1880 году было построено новое главное здание мызы — большой каменный оштукатуренный особняк.

После 1917 года мыза Феллин стала называться мызой Вильянди.

Последним собственником мызы до её отчуждения в 1919 году был Освальд Унгерн фон Штернберг (Oswald von Ungern-Sternberg) — владелец замка Феллин и мызы Туисти, ландрат Ливонии, директор мыз рыцарства, церковный староста Вильяндиского прихода Святого Павла.

Новый господский дом мызы был очень красив. Барон Освальд привёз из Германии голубые ели и сам посадил их. Его дочь Александрина (в замужестве Alexandrine Alice Emily von Mensenkampff, (1878—1934)) посадила виноград, который очень скоро дал плоды, и мыза Вильянди стала утопать в зелени. Особняк стоял на краю большого парка с расчленённым рельефом, к которому примыкал древний природный лесопарк (в его центре в настоящее время и находятся остатки городища).

После национализации мызы в её главном здании некоторое время работали детский сад и библиотека.

В 1997 году главное здание и амбар мызы были внесены в Государственный регистр памятников культуры Эстонии.

Унгерн фон Штернберги — последнее баронское семейство Вильянди

Герб баронов Унгерн фон Штернбергов

Унгерн фон Штернберги принадлежат к одному из старейших дворянских семейств Эстляндии, Ливонии и Курляндии. Их ветвь, связанная с Вильянди, происходит от свободных господ Швеции. В течение трёх поколений они возрождали и развивали этот город и имеют существенную роль в создании нынешнего облика города.

Барон Освальд входил в состоящий из семи членов Комитет раскопок орденского городища Вильянди и найденные на его землях древности передал Музею Дитмара (ныне — Музей Вильянди). По разрешению барона почву, удаляемую в ходе раскопок, вывозили на ближайшие мызные земли, а найденные кирпичи продавали, и вырученные за них деньги шли на оплату труда археологов.

Барон Освальд Унгерн фон Штернберг умер в 1907 году и был похоронен на семейном кладбище напротив замка. После его смерти мызу унаследовала его супруга Эмили София Александрина, урождённая фон Вольфф (Emily Sophie Alexandrine von Ungern-Sternberg (1855—1934)).

В 1918—1919 годах сын барона Освальда, Генрих Унгерн фон Штернберг (Heinrich Oswald Paul Richard von Ungern-Sternberg), служил в Балтийском батальоне Эстонской народной армии, сражавшейся за независимость Эстонии. В 1924—1925 годах Генрих обучался лётному делу в Пруссии, в лётной школе Розиттена, затем сдал экзамен в Таллинском обществе воздухоплавания и получил лицензию пилота под номером 2 в Эстонии. Генрих Унгерн фон Штернберг считается одним из основоположников частного воздухоплавания в Эстонии. Он получил право использовать пивоварню старой мызы для своего предпринимательства, и начал там строить самолёты. Вместе со своим другом, мужем сестры, Ульрихом Брашем (Ulrich Brasch, лицензия пилота № 3 в Эстонии) Хейнц также предлагал услуги воздушного такси. Наряду с предпринимательской деятельностью в 1930—1933 годах Генрих входил в Городское собрание Вильянди как представитель Немецко-балтийской партии.

В 1924 году из Дрездена в Эстонию вернулась мать Генриха, баронесса Эмили Унгерн фон Штернберг, и поселилась на мызе Тусти, которую эстонское правительство пожаловало её сыну за участие в Освободительной войне. Последние годы жизни провела в Вильянди и её дочь, Александрина, вернувшаяся на родину из Чили.

Летом 1931 года Генрих Унгерн фон Штернберг купил в Германии спортивный самолёт марки Klemm L 25 b VII и в сентябре совершил круговой полёт по Европе: Штутгарт—Кёльн—Кале—Лондон—Париж—Лион—Марсель—Торино—Милан—Триесте—Загреб—Будапешт—Прага—Гёрлиц—Берлин—Варшава—Кенигсберг—Каунас—Рига—Таллин—Вильянди, о чём писали даже европейские газеты. В его самолёте использовался бензин, полученный из сланца на эстонском предприятии Еesti Kiviõli. За 10 дней он пролетел почти 5900 километров.

Зимой 1933—1934 годов в Вильянди прошли первые курсы по строительству планеров и планеризму, где обучалось 17 человек. В течение курсов было построено три планера, а одним из инструкторов был Генрих Унгерн фон Штернберг.

В конце 1934 года Генрих был арестован по делу о побеге из тюрьмы лидера движения вапсов Артура Сирка, в ходе предварительного следствия сидел в Таллинской центральной тюрьме и после суда был лишён лётной лицензии. И тогда в ангаре, где раньше строились самолёты, он решил открыть производство первых эстонских автобусов. В апреле 1936 года в регистре Торгово-промышленной палаты было зарегистрировано предприятие «Viljandi mehaanika-töökojad H. Ungern-Sternberg & Ko». Предприятие в основном сосредоточилось на производстве корпусов автобусов. К 1938 году было изготовлено 28 маршрутных автобусов; на предприятии работало 63 человека. Весной 1938 года по заказу Таллинской и Нарвской горуправ были изготовлены 5 первых автобусов т. н. таллинского типа, по заказу Главного управления здравоохранения Министерства социальных дел — две санитарные машины. В январе 1939 года на основе автомобиля Opel Blitz была построена газозащитная машина для Таллинской пожарной лётной дружины для оказания первой помощи в случае крупных несчастных случаев отравления угарными и другими газами.

Осенью 1939 года Унгерн-Штернберги покинули Вильянди. В конце 1944 года Генрих Унгерн фон Штернберг получил известие о гибели своего единственного сына Вольфа Отто (Wolf Otto Ernst von Ungern-Sternberg) в возрасте 21 года в боях под Ганновером. В январе 1945 года Генрих Унгерн фон Штернберг погиб в составе отряда Фольксштурма в Пруссии, на территории нынешней Польши. В настоящее время в Германии проживает младший внук Генриха, сын его дочери Рутт (Ruth-Elisabeth), Этторе (Ettore Ungern-Sternberg, род. 1952 г.) с супругой Барбарой и сыновьями Романом и Александром. Они несколько раз посещали Эстонию и участвовали в восстановлении родового кладбища в Вильянди, разрушенного в советское время. Этторе — кузнец художественной ковки и владелец конного центра.

XXI век

В 2005 году собственники главного здания мызы Вильянди (акционерное общество Acropolis) собирались сделать в нём отель. Стоимость работ по реновации оценивалась ими в 25—30 миллионов крон. Однако в марте 2018 года здание было выставлено на продажу по цене 320 000 евро, и в апреле того же года выкуплено фирмой Modify OÜ, которой владеет семейство Сийлатсов (Siilats). К тому времени эта фирма уже купила 11 объектов недвижимости по всей Эстонии.

Главное здание мызы Вильянди еще в начале 20-ого столетия стали называть новым замком Вильянди или замком Вильянди. Новые собственники планируют открыть в замке отель и ресторан.

Весной 2008 года в бывшем мызном амбаре стал работать Центр фольклорной музыки — место, где проводятся конференции, концерты, праздничные приёмы и рождественские вечера.

При инспектировании 09.10.2019 главное здание мызы Вильянди находилось в плохом состоянии. Амбар при инспектировании 25.10.2019 находился в удовлетворительном состоянии. Сохранилось ещё несколько хозяйственных построек мызы, но в перестроенном виде (в регистр памятников культуры не внесены); они расположены между крепостными холмами и городом.

Главное здание

Последнее главное здание мызы в стиле неоренессанса было построено в 1880 году по проекту рижского архитектора Роберта Пфлуга. Это большой оштукатуренный каменный особняк на высоком цоколе из бутового камня, у которого с одноэтажным основным планом соединяется в северном крыле квадратный блок. На переднем фасаде — ризалит с треугольным фронтоном (изначально он был волютным), перед ним широкая гранитная лестница и деревянный балкон с резным декором (изначально в его рамах стояли стёкла). Этот декор был относительно богатым (угловые лизены, штукатурные обрамления окон и пр.), но к настоящему времени сохранился лишь частично. В облике высокого крыла дома существенную роль играет также небольшая надстройка второго этажа с круглыми окнами. Крыша изначально была крыта волнистым шифером и местами жестью, в настоящее время она крыта этернитом. Сохранились распашные двери с богатым декором как у основного, так и у северного входа. Первоначальную форму сохранили и окна в деревянных рамах: в низкой части дома, где располагались представительские помещения, они закруглённые в верхней части, в двухэтажном крыле — состоящие из шести квадратов. Представление о когда-то богатом фасадном декоре можно получить только по старым фотографиям: карнизы, межэтажные пояса, имитирующая рустику заделка швов, угловые квадранты, разной формы украшения окон и пр..

Во внутренней планировке дома изменений по сравнению с первоначальной произошло сравнительно мало. В центре расположен вестибюль, по двум сторонам которого находятся зал и столовая, салон и другие представительские комнаты; жилые комнаты двухэтажного крыла дома на обоих этажах делятся продольными коридорами; деревянная лестница из коридоров ведёт на второй этаж и затем на чердак. Цокольный этаж дома, где ранее находились хозяйственные помещения, соединён с основным этажом двумя лестницами. Из вестибюля лестница ведёт в подвал. Ранее в вестибюле была также винтовая лестница, ведущая на чердачный этаж. В интерьере сохранилось множество примечательных исторических элементов оформления: стеновые и потолочные карнизы, розетки люстр, раскрашенные под дерево филёнчатые двери и складные оконные ставни, крашеные филёнчатые двери с профилированными рейками, стеновые шкафы, дверные ручки и наличники, шпингалеты и пр., а также часть высоких печей с карнизами, относящихся к мызному времени, и некоторые более поздние кафельные печи.

Амбар

Центр фольклорной музыки в бывшем амбаре

Большой оштукатуренный каменный амбар с прямоугольным основным планом был возведён в XIX веке на территории бывшего средневекового городища, там, где когда-то располагалась конюшня и, предположительно, жилой дом конюхов. Точное время его постройки неизвестно. Амбар перенёс несколько ремонтов и перестроек и не сохранил свой первоначальный вид. Предполагается, что его фундамент из бутового камня частично может стоять на остатках стен древнего городища. В центре переднего фасада амбара расположены въездные ворота, которые выделены выступающим с крыши треугольным фронтоном, боковыми пилястрами и ступенчато профилированными карнизами. Подвальный этаж амбара имеет сводчатые потолки из кирпича и сохранил свою первоначальную планировку. Восточная часть здания в 1920-х годах была приспособлена под зерносушилку.

В начале 1980-х годов амбар, бывший складом, собирались перестроить в кафе-бар. Тогда здание ещё было в относительно хорошем состоянии и сохранило свой исторический облик, требовала ремонта только крыша. Планы не были осуществлены, и несколько лет спустя обрушились часть потолка и южная стена. В 1990-х годах был составлен новый проект по реставрации амбара. На этот раз из него хотели сделать бытовое здание Реставрационного управления Центральной Эстонии. Были восстановлены южная стена и крыша и сделан новый потолок на первом этаже. Проектом было предусмотрено открытие аркады переднего фасада; в действительности это означало бы снос передней стены и возведение новой стены из зольных блоков и силикатного кирпича. Из силикатного кирпича была сложена задняя стена, а бывшие в ней проёмы или заложены, или заменены. Строительные работы были приостановлены в 1994 году.

Центр фольклорной музыки, работающий в настоящее время в бывшем мызном амбаре, имеет три зала. На первом этаже расположены малый и большой концертные залы, вмещающие 100 и 400 человек соответственно. В подвальном этаже находится каминный зал с сауной.