Дом-музей М. Ю. Лермонтова (Тамань)


Дом-музей М. Ю. Лермонтова находится на крутом берегу Таманского залива Азовского моря в красивом центре станицы Тамань, в окружении: памятника таманскому казачеству, мемориала Великой Отечественной войны и памятника оригинальной архитектуры — церкви Покрова.

Музей Лермонтова в Тамани посвящён периоду пребывания поэта в станице по пути на Кавказ, куда он был сослан за стихотворение «На смерть поэта». В этом произведении Михаил Юрьевич подверг политической критике самодержавие, за что был подвергнут аресту и осуждён.

Первая ссылка благодаря влиятельным родственникам и друзьям была красивой творческой прогулкой, вторая ссылка за участие в дуэли закончилась смертельной трагедией — дуэлью с Мартыновым.

Ответ на вопрос: «Как попал Лермонтов в Тамань?» можно найти в его же автобиографическом произведении «Герой нашего времени».

Так описывает домик в Тамани Лермонтов словами Печорина (прототип Лермонтова). «Тамань — самый скверный городишко из всех приморских городов России… Я приехал на перекладной тележке поздно ночью. Ямщик остановил у ворот единственного каменного дома, что при въезде…Вышел урядник и десятник. Я им объяснил, что я офицер, еду в действующий отряд по казённой надобности, и стал требовать казённую квартиру. Десятник нас повёл по городу. К которой избе ни подъедем, — занята… „Веди меня куда-нибудь, разбойник! Хоть к чёрту, только к месту!“ — закричал я. „Есть ещё одна фатера,…только вашему благородию не понравится; там нечисто!“…после долгого странствия по грязным переулкам, где по сторонам я видел одни только ветхие заборы, мы подъехали к небольшой хате, на самом берегу моря.

Полный месяц светил на камышовую крышу и белые стены моего нового жилища; на дворе, обведённом оградой из булыжника, стояла избочась другая лачужка, менее и древнее первой. Берег обрывом спускался к морю почти у самых стен её, и внизу с беспрерывным ропотом плескались тёмно-синие волны… „Суда в пристани есть,-подумал я,- завтра отправлюсь в Геленджик“.

Артефакты музея знакомят посетителей не только с многогранным творчеством поэта: его стихами, картинами, но и воссоздают дух времени Лермонтова в экспонатах этнографической обстановки дворика, изб и хаток, заставляющих задуматься о противоречивости характера поэта, которую отразила вступительная статья к двухтомнику его сочинений.»…Великая человечность Лермонтова, пластичность его образов, его способность «перевоплощаться» — в Максим Максимыча, в Казбича, в Азамата, в Бэллу, в княжну Мери, в Печорина, соединение простоты и возвышенности, естественности и оригинальности — свойство не только созданий Лермонтова, но и его самого. И через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека — грустного, строгого, нежного, властного, скромного, смелого, благородного, язвительного, мечтательного, насмешливого, застенчивого, наделённого могучими страстями и волей и проницательным беспощадным умом. Поэта гениального и так рано погибшего. Бессмертного и навсегда молодого".

  • Двор и домик Лермонтова
  • Макет домика Лермонтова

  • Дворик музея

  • Чесало камыша

  • Бричка

  • Лодка времён Лермонтова

  • Сени домика

  • Чулан домика

  • Печь домика

  • Лавка-кровать

  • Гладильная

  • Экспонаты музея

  • Экспонаты музея

  • Экспонаты музея

  • Черкеска

  • Стенд музея

  • Рукопись "На смерть Пушкина"

  • Маршрут Лермонтова

  • Картины написанные Лермонтовым