title-icon Статьи о ремонте
title-icon
» » Шпоночные соединения

Шпоночные соединения

Одним из распространенных видов разъемных соединений служит соединение деталей посредством шпонок, например вала со шкивом, муфтой, шестерней, маховиком и т. п.
Шпоночное соединение может быть собрано с натягом (напряженное) или с зазором (ненапряженное).
Шпонки предназначаются для фиксации строго определенного положения соединяемых деталей и передачи вращения от одной детали к другой.
По форме шпонки бывают клиновые, призматические и сегментные (рис. 218).
Клиновая шпонка по форме представляет собой клин, который при установке туго загоняется между соединяемыми деталями.
Призматические шпонки свободно закладывают в прямоугольные продольные пазы, имеющиеся на обоих соединяемых деталях. Между верхней гранью шпонки и дном канавки верхней детали образуется зазор.
Сегментные шпонки так же, как и призматические, свободно вставляются в пазы соединяемых деталей. Сегментные шпонки глубже сидят в пазу и поэтому обеспечивают более прочное соединение, чем призматические или клиновые шпонки.

Шпонка во время работы подвергается смятию, результатом которого может быть ослабление ее в гнезде, качка и смещение втулки на валу. Для предупреждения этих дефектов необходимо, чтобы шпонка плотно была пригнана к гнезду вала и втулки.
Изготовляются шпонки из среднеуглеродистой стали с содержанием углерода 0,3—0,4%, с последующей закалкой и отпуском.
Шлицевые соединения, так же как и шпоночные, предназначаются для передачи крутящих моментов, но они обладают рядом преимуществ перед шпоночными соединениями.
Шлицевые соединения могут быть подвижными (охватывающие детали могут перемещаться вдоль вала) и неподвижными (охватывающие детали плотно закреплены на валу). При сборке шлицевых соединений необходимо тщательно осмотреть собираемые детали. На поверхности шлицев не должно быть забоин, заусенцев, острых краев; обязательно должны быть сняты фаски на торцах вала и ступицы, чтобы не было заедания во время сборки.
Подвижные шлицевые соединения обычно имеют свободную, ходовую и легкоходовую посадки и собираются от руки; в неподвижных соединениях применяется запрессовка охватывающей детали на валу с помощью специальных приспособлений или подогрева.

title-icon Подобные новости