title-icon
Яндекс.Метрика
» » Общие правила техники безопасности при выполнении слесарных работ

Общие правила техники безопасности при выполнении слесарных работ

По характеру своей профессии слесарю-ремонтнику приходится выполнять самые разнообразные операции, пользуясь разными ручными электрическими и пневматическими инструментами, работая на сверлильных станках, приводных ножовках и т. п. Слесарю часто приходится работать совместно с электро- или газосварщиком, паять, лудить, клепать, выполнять несложные жестяницкие работы, закаливать инструмент. Кроме того, при ремонте машин и оборудования в процессе монтажа и демонтажа слесарь должен уметь стропить (завязывать тросом, канатом) тяжелые детали при их подъеме и перемещении.
Каждая из перечисленных работ требует знания особых правил техники безопасности.
Задача техники безопасности состоит в предупреждении несчастных случаев, в создании на производстве условий, обеспечивающих полную безопасность труда и ликвидацию травматизма (травма — повреждение организма, вызванное ранением, ушибом и т. п.).
Ниже приводятся общие правила техники безопасности при выполнении слесарно-пригоночных, сборочно-монтажных, испытательных и подъемно-транспортных операций. Правила техники безопасности при выполнении слесарных операций приведены в конце каждой главы книги.
Слесарно-пригоночные операции требуют соблюдения следующих основных правил техники безопасности.
1. Перед началом работ слесарь должен внимательно осмотреть свою одежду. Рабочая куртка или халат должны быть застегнуты, манжеты рукавов застегнуты или завязаны тесемками, а концы последних аккуратно убраны. Длинные волосы должны быть тщательно спрятаны под головной убор.
2. Работать следует только исправным инструментом. Особенно важно, чтобы ручка молотка была целой, сделанной из твердого и вязкого дерева, чтоб она обязательно была расклинена.
Молотки, зубила и керны должны быть правильно закалены и не иметь расклепов (шляпок) и трещин.
3. Надо следить за тем, чтобы гаечные ключи имели правильный, несработанный зев и чтобы гайки и головки болтов при надевании ключа плотно входили в зев. Все напильники должны быть снабжены деревянными ручками с металлическими кольцами.
4. При рубке ручным и пневматическим зубилом надо одевать предохранительные очки. Место рубки должно быть отгорожено экранами для предохранения окружающих от осколков стружки.
5. При работе двусторонним шабером второй конец его следует закрывать специальным футляром-ручкой для предохранения рук от пореза.
6. Ни в коем случае не разрешается работать электродрелью или другой машиной с электроприводом без заземления се корпуса.
7. При работе с пневматическими молотками или зубилами нельзя включать воздух, прежде чем зубило или молоток коснутся обрабатываемой поверхности, так как иначе инструмент будет выброшен из машины, что может привести к несчастному случаю.
8. Работать на наждачном круге можно только при его надежном закреплении и наличии защитного кожуха.
Сборочно-монтажные работы надо проводить, соблюдая следующие правила.
1. При работе со сварщиком необходимо защищать глаза щитком или надевать очки с цветными стеклами, так как от яркого света сварочной дуги или пламени можно ослепнуть.
2. Если необходимо работать вблизи электрических проводов или электрических установок, надо надежно защитить опасные места; слесарь должен быть обеспечен защитными средствами — галошами, резиновыми перчатками, ковриками и т. п.
3. Пользоваться переносными электрическими лампами можно лишь при напряжении не более 36 вольт, а при работе внутри металлических конструкций — не более 12 вольт. Провода с протертой изоляцией должны быть отремонтированы или заменены новыми, так как работа с неисправными проводами очень опасна.
4. Перед пользованием лестницей надо проверить ее прочность; нижние концы лестницы должны иметь острые металлические наконечники для деревянного и земляного пола и резиновые — для каменного пола. Нельзя ставить лестницу с резиновыми наконечниками на мокрый или залитый маслом пол.
5. Вращающиеся или движущиеся части машин (шкивы, валы, шестерни, шатуны и т. п.), вблизи которых производятся слесарно-монтажные работы, должны быть ограждены.
6. Места ремонтных работ должны быть хорошо освещены.
Испытание машин связано с выполнением следующих правил.
1. После сборки машины необходимо тщательно проверить, не остались ли в ней инструменты или лишние детали (болты, гайки и т. п.). Оставленные в машине инструменты и лишние детали могут вызвать разрушение механизма и несчастные случаи с людьми.
2. При пробном пуске машин или механизмов после сборки вращающиеся части их должны быть ограждены или люди должны быть удалены на безопасное расстояние.
3. Снимать ограждения, производить чистку, смазку и регулировку машины разрешается только при полной остановке ее.
4. После окончания испытаний необходимо тщательно осмотреть все механизмы машины и произвести уборку.
Подъемно-транспортные операции. Слесарь при выполнении монтажно-сборочных работ часто встречается с подъемно-транспортными операциями, связанными с подъемом и перемещением тяжелых узлов машины или целых агрегатов.
Для этого он должен быть знаком с правилами техники безопасности, установленными для такелажных работ (подъем и перемещение тяжелых предметов) и только после этого может быть допущен к такого рода работам. К такелажным работам допускаются лица не моложе 18 лет после сдачи ими экзамена специальной комиссии на знание правил техники безопасности.
Следует строго придерживаться общего правила: в тех случаях, когда слесарю приходится выполнять работу, с которой он недостаточно знаком, или работать с механизмами, недостаточно им освоенными, он обязан требовать от мастера инструктажа по технике безопасности и до получения его не должен приступать к работе.

title-icon Подобные новости