title-icon Статьи о ремонте
title-icon
» » Понятие о металлах

Понятие о металлах

При изготовлении и ремонте тракторов и сельскохозяйственных машин применяются металлы, дерево, прокладочные, изоляционные, абразивные и другие материалы. Чтобы правильно выбрать необходимый материал, механизатор должен знать его свойства.
Тракторы и всевозможные сельскохозяйственные машины изготовляют в основном из различных металлов.
Металлами называются химические элементы, характерными признаками которых являются особый металлический блеск, непрозрачность, хорошая проводимость тепла и электрического тока. Кроме того, большинство металлов отличается от неметаллических тел прочностью, ковкостью и способностью свариваться. Благодаря этим качествам они и получили самое разнообразное применение в технике.
Все металлы подразделяются на две группы: черные и цветные. К первой группе относится железо и его сплавы, ко второй — все остальные металлы.
Почти все металлы находятся в земной коре не в чистом виде, а в химических соединениях с другими элементами (кислородом, серой и др.). Такие соединения называются рудами. Извлечением металлов из руд занимается металлургическая промышленность.
Наибольшее распространение в технике получили черные металлы (сталь и чугун). В зависимости от тепловой обработки они могут изменять свои механические свойства в широких пределах.
Чистые металлы, то есть не содержащие в своем составе никаких примесей, не обладают достаточно высокой прочностью и применяются сравнительно редко. Для изготовления и ремонта машин используются главным образом сплавы.
Сплав — это сложное кристаллическое вещество, в состав которого входит два или несколько химических элементов. Например, латунь — это сплав меди с цинком, чугун или сталь — сложный сплав железа с углеродом и примесью кремния, марганца, серы и фосфора.
Сплавы обычно получают путем сплавления, а в некоторых случаях — спекания.
Сплав всегда прочнее, чем чистые металлы, которые входят в его состав. Повышенная прочность сплавов имеет громадное практическое значение: чем выше прочность сплава, тем меньше требуется металла для постройки той или иной машины, тем легче вес и ниже стоимость машины. Поэтому советские ученые непрерывно ведут поиски все новых и новых высокопрочных сплавов.
При изготовлении и ремонте тракторов, автомобилей и сельскохозяйственных машин применяются как черные, так и цветные металлы.
Большинство деталей трактора изготовляют из чугуна и стали. Например, блок цилиндров, головка блока, гильзы цилиндров, корпуса масляного и водяного насосов, баки радиатора, картер главного сцепления и ряд других деталей отливают из чугуна; коленчатые и кулачковые валы, шестерни, рычаги, оси и многие другие детали изготовляют из стали путем ковки или штамповки; ведущие колеса (звездочки), направляющие колеса, опорные катки и звенья гусениц отливают из стали; различные втулки и вкладыши подшипников изготовляют из бронзы, латуни и баббита.
Наука, изучающая способы получения металлов, их свойства и методы обработки, называется технологией металлов.
Технология металлов как наука возникла около 200 лет тому назад. Ее основание положено великим русским ученым М.В. Ломоносовым.
Последователями Ломоносова были многие русские ученые. Гениальный ученый Д. И. Менделеев внес крупный вклад в развитие пауки о металлах; горный инженер П.П. Аносов впервые применил в 1831 г. микроскоп для изучения строения металлов; выдающийся ученый проф. Д.К. Чернов в 1868 г. впервые установил, что при одном и том же химическом составе металла или сплава его свойства могут быть различными, если будет различно строение его, а строение металла может изменяться в зависимости от тепловой или механической обработки.
Д.К. Чернов по праву считается основоположником металлургии и науки о металлах.
Замечательный вклад в сокровищницу отечественной науки о металле внесли М.К. Курако и М.А. Павлов, М.Г. Окнов, И.П. Бардин, Н.Н. Бекетов и многие другие видные ученые.
Развитие отечественной и мировой науки и техники многим обязано талантливым русским людям, которыми во все времена была богата наша страна. Ведущая роль русских металлургов и металловедов получила мировое признание.
Русские ученые и инженеры дали решения многих основных технических вопросов производства и обработки металлов.
Однако ценные открытия наших ученых и изобретателей в большинстве случаев не находили применения в дореволюционной России. Царское правительство всячески тормозило развитие науки и не сумело использовать открытия и изобретения русских ученых.
Несмотря на громадные природные богатства и наличие талантливых ученых и изобретателей, Россия в 1913 г. занимала пятое место в мире по выплавке чугуна, седьмое место по производству меди и одно из последних мест по производству машин.
Только Великая Октябрьская социалистическая революция открыла полный простор развитию творческих сил талантливого народа нашей страны и бурному расцвету всех отраслей науки и техники, в том числе в области металлургии.

О том, насколько шагнула вперед наша металлургическая промышленность, можно судить по диаграмме выплавки чугуна и стали в 1913, 1940 и 1953 гг. (рис. 1). По размерам производства черных металлов СССР занял в послевоенные годы первое место в Европе и второе в мире. Советский Союз выплавляет примерно столько же стали, сколько Англия, Франция, Бельгия и Швеция, вместе взятые.
Директивами XIX съезда партии по пятому пятилетнему плану развития СССР предусмотрен дальнейший рост производства черных металлов в 1955 г. по сравнению с 1950 г.: чугуна примерно на 76%, стали на 62%, проката на 64%. За пятилетие значительно расширится производство цветных металлов; производство продукции машиностроения и металлообработки увеличится примерно в 2 раза.

title-icon Подобные новости