title-icon Статьи о ремонте
title-icon

Стропальное дело

В плавильных цехах перемещают различные материалы: штучные (контейнеры, совки), сыпучие (руда, концентрат), жидкие (ковши с расплавленными штейном и шлаком). Перемещение грузов при крупном производстве, каким является плавка цветных металлов, невозможно без применения механизмов: кранов, погрузчиков и других машин. Механизация перемещения грузов позволила выполнить огромные объемы работ, предусмотренные планами развития цветной металлургии.
Мостовые электрические краны имеют следующие основные параметры: грузоподъемность главного крюка 50, вспомогательного крюка 10 т; высота подъема главного крюка 12—16, вспомогательного крюка 14—18 м; скорость подъема главного крюка 6—20, вспомогательного крюка 20 м/мин; скорость передвижения тележки 40, крана 80—120 м/мин.
Гибкими органами кранов служат канаты и цепи.
Канаты изготовляют из пеньки, синтетических волокон (капрон, перлон) и стальной проволоки.
Канаты из синтетических материалов и пеньки обладают малой массой на единицу длины, прочны, гибки. В пирометаллургических цехах они не находят применения вследствие малой огнестойкости. Поэтому стропальщик плавильных цехов имеет дело главным образом со стальными канатами (рис. 103).

Достоинствами стального каната являются его прочность, долговечность, постепенность износа при правильной эксплуатации. Стальной канат более огнестоек, чем канат из капрона, перлона или пеньки, но и его необходимо оберегать от чрезмерного воздействия высокой температуры.
Внутри стального каната помещен сердечник. Его выполняют из пеньки (органический сердечник о. с.), из мягкой стальной проволоки (металлический мягкий сердечник м. с. м.), из канатной проволоки (металлический сердечник м. с.), из искусственных материалов — пластмасс, асбеста (и. с.). Сердечник каната является хранилищем смазки, снижающей трение между проволоками внутри каната. При перегреве каната смазка, органический сердечник выгорают и канат становится непригодным к дальнейшей эксплуатации. Для предохранения от выгорания сердечника и смазки канаты грузоподъемных машин, транспортирующих расплавленный штейн, шлак, защищают от непосредственного действия лучистой теплоты и брызг металла специальными ограждениями. Стальные канаты изготовляют из калиброванной непокрытой или покрытой цинком или алюминием проволоки.
Различают канаты одинарной, двойной и тройной Свивки. Канаты одинарной свивки свиты из отдельных проволок и представляют собой одну прядь. Канат двойной свивки свит из двух и более прядей, их называют тросами. Количество прядей в канате двойной свивки 3—8. Канаты тройной свивки свивают из нескольких канатов двойной свивки. По направлению свивки прядей различают канаты правой и левой свивки. Например, если пряди свиты по направлению движения часовой стрелки, то канат называется канатом правой свивки, если направление свивки пряди против часовой стрелки, то канат называется канатом левой свивки. По сочетанию наплавлений свивки элементов каната различают канаты односторонней (прямой) и крестовой свивки. Односторонней называется направления свивки проволок в пряди и прядей в канате совпадают. Крестовой называется свивка, при которой направления свивки проволок в прядях и прядей в канате противоположны. Канаты односторонней свивки эластичнее канатов крестовой свивки. Недостатком канатов односторонней свивки является их способность раскручиваться при подвешивании грузов непосредственно к свободно свисающим концам.
Каждому виду каната присваивают условное обозначение. Например, обозначение 6х19+1 читают следующим образом: число прядей в канате 6, число проволок в каждой пряди каната 19, число сердечников в канате 1. В процессе эксплуатации каната возникает необходимость найти длину полного оборота пряди вокруг сердечника — шаг свивки. Для этого на поверхности какой-либо пряди наносят метку. Затем отсчитывают вдоль центральной оси столько прядей, сколько их имеется в сечении каната. В счет прядей входит и та, на которой нанесена первая метка. На следующей после отсчета последней пряди наносят вторую метку. Расстояние между метками принимают за шаг свивки каната. Например, для каната, состоящего из 6 прядей, вторую метку наносят на седьмой пряди.

Стальные канаты бракуют в следующих случаях: если число обрывов проволок на шаге свивки в месте наибольшего износа каната более допускаемого нормами; при износе или коррозии, достигших 40% и более первоначального диаметра проволок; если в канате имеются оборванная прядь или низкие и высокие пряди (выступающие из габаритов каната), а также резкие перегибы под острым углом.
Число обрывов проволок на длине одного шага свивки, при котором канат должен быть забракован, определяют по данным Правил устройства и безопасности эксплуатации грузоподъемных кранов (табл. 36). Канаты грузоподъемных машин, предназначенных для подъема людей, а также транспортирующих расплавленный или раскаленный металл, кислоты, взрывчатые, огнеопасные и ядовитые вещества, бракуют при вдвое меньшем числа обрывов проволок на одном шаге свивки, чем указано в табл. 36.
При поверхностном износе или коррозии проволок каната число обрывов на шаге свивки как признак браковки должно быть уменьшено в соответствии со следующими данными:

Степень износа или коррозии проволок устанавливают в зависимости от величины уменьшения их диаметра. Диаметр изношенной проволоки измеряют при помощи микрометра или иного инструмента, обеспечивающего достаточную точность. Для замера диаметра конец проволоки отгибают в месте обрыва, на участке наибольшего износа каната. Оставшуюся толщину проволоки замеряют после предварительного удаления грязи и ржавчины. Например, если первоначальный диаметр проволоки был 1 мм, а замер показал 0,6 мм, то износ или коррозия ее равны [(1—0,6):1] 100 = 40%.
Грузовые цепи. В плавильных цехах не всегда можно исключить воздействие высокой температуры на грузозахватный орган, например при сливе металла из ковша. В подобных случаях применяют цепь или другое устройство.
Грузовые цепи изготовляют из круглой горячекатаной стали диаметром (калибром) от 6 до 16 мм. Овальная форма звеньев цепи, расположение звеньев во взаимно перпендикулярных плоскостях обеспечивают большую гибкость цепи и возможность применения ее для строповки деталей и узлов с острыми кромками без подкладок, не опасаясь перегибов стропа. Недостатками цепей являются большая собственная масса и трудность обнаружения дефектов при осмотре. Скрытые, дефекты цепей от резких динамических нагрузок могут служить причиной внезапного разрыва. Для подъема особо ответственного груза или близкого по массе к предельно допустимой применять цепь не рекомендуют.
При эксплуатации цепей необходимо следить, чтобы наружная поверхность звеньев не. имела трещин и расслоений, обнаруживаемых невооруженным глазом, а звенья были не погнуты. Звенья должны свободно перемещаться одно относительно другого как при расположении по прямой, так и под углом. Износ звена цепи допускается не более 10% от первоначального диаметра (калибра).
Крюк является грузозахватным органом крана. Графическое изображение крюка приведено на рис. 104. Конструктивно по форме крюки выполняют однорогими и двурогими. Краны, работающие в плавильных цехах, имеют однорогие крюки. Двурогие крюки применяют в сборочных цехах. Грузовые крюки кранов должны быть снабжены предохранительным замком, предотвращающим самопроизвольное выпадение съемного грузозахватного приспособления Крюки кранов, транспортирующих расплавленный металл или жидкий шлак, таким устройством можно не снабжать.

Крюк бракуют в следующих случаях: если он не вращается в траверсе; если отогнут рог крюка; если износ крюка в зеве превышает 10% первоначальной высоты сечения; если на крюке нет клейма ОТК; если на крюке имеются трещины в зеве и в других местах.
Съемные грузозахватные приспособления и тара. Администрация предприятия обязана обеспечивать стропальщиков рассчитанными, испытанными и промаркированными съемными грузозахватными приспособлениями (стропы, траверсы) и тарой (контейнеры, совки, ковши) соответствующей грузоподъемности.
Стропы применяют для обвязки, крепления и подвешивания груза к крюку грузоподъемного механизма. Стропы изготовляют из канатов или цепей. Существуют различные конструкции строп в зависимости от вида перемещаемого груза и особенностей производства: одноветвевые, многоветвевые, универсальные и др. Наиболее часто применяется многоветвевой (групповой) строп, ветви которого собраны на кольце и имеют на концах крюки или захваты.
Для транспортировки ковшей с расплавленными шлаком или штейном применяют траверсы. Их, как правило, изготовляют клепаными, тяги траверс, коваными, шарнирно закрепленными в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Такая конструкция траверсы обеспечивает надежность и удобство работы с ней при зацепке и транспортировании ковшей с металлом. При этом следует обращать особое внимание на надежность захвата обеими серьгами траверсы цапф ковша.
Тару применяют для перемещения грузоподъемными машинами мелкоштучных, сыпучих и других грузов. Как правило, тару изготовляют из листового металла и допускают многократное ее использование. Часто применяют разборную и складную тару, что позволяет транспортировать ее на место загрузки в разобранном или сложенном виде, вследствие чего значительно уменьшаются занимаемой тарой объем и стоимость перевозки ее по железной дороге.
Тару бракуют, если она не замаркирована (не имеет бирки) или сварные швы имеют трещины. Для транспортировки жидких продуктов плавки применяют ковши литые, сварные, нефутерованные и футерованные огнеупорными материалами, для транспортировки шлака и штейна часто применяют литые нефутерованные ковши, изготовленные из углеродистой или легированной (хромоникелевой) стали.
Правила строповки и перемещения грузов. В целях обеспечения безопасности людей и сохранности груза строповку следует выполнять в соответствии с определенными правилами. Правила строповки зависят от характера перемещаемого груза в данном конкретном цехе и указаны в инструкции, выдаваемой стропальщику на руки перед допуском его к самостоятельной работе. Графическое изображение строповки выдают на руки стропальщикам или вывешивают на месте производства работ.
Грузы, на которые не разработаны схемы строповки, следует поднимать в присутствии и под руководством лица, ответственного за безопасное производство работ по перемещению грузов кранами. Грузы следует обвязывать так, чтобы исключить соскальзывание с него строп, выпадение груза или части его и обеспечить устойчивое положение груза при его перемещении. При обвязке груза канаты и цепи следует накладывать на основной массив груза или груз следует подвешивать за специально для этого предназначенные устройства (рымы, петли, проушины). Канаты и цепи следует накладывать без узлов и петель, под острые ребра груза необходимо подкладывать смягчающие прокладки, предохраняющие канаты от повреждений. Строповку следует производить за все имеющиеся на грузе петли при подъеме грузов, снабженных петлями, рымами и цапфами. Способы обвязки и перемещения некоторых видов грузов указаны на рис. 105.

Масса груза не должна превышать грузоподъемность машин. Усилие, превышающее грузоподъемность машины, может возникнуть при подъеме груза, засыпанного землей или примерзшего к земле, или заложенного другими грузами, укрепленного болтами или залитого бетоном, а также металла и шлака, застывшего в печи или приварившегося после слива. Подъем таких грузов запрещен. Для подъема груза необходимо, чтобы стропы соответствовали массе груза. При этом для многоветвевых строп следует учитывать число ветвей. Угол между ветвями строп не должен превышать 90°.
При подъеме груза он должен быть предварительно приподнят на высоту не более 200—300 мм для проверки равномерности натяжения строп, надежности обвязки или зацепки, невозможности выпадения и рассыпания груза во время транспортирования, надежности действия тормоза крана. При необходимости исправления недостатков строповки груз должен быть опущен. Если после этого при подъеме или перемещении груза все же начнется соскальзывание строп с груза, стропальщик должен немедленно дать сигнал об опускании груза и лишь после этого поправлять его обвязку. Перед началом перемещения груз должен быть поднят на высоту не менее 0,5 м выше встречающихся на пути предметов.
He разрешено кому бы то ни было находиться под поднятым грузом. Стропальщик должен следить, чтобы на перемещаемом грузе не было незакрепленных предметов (деталей, инструмента и др.). Подъем груза в таре, заполненной выше бортов, запрещен. Стропальщик может находиться возле груза во время его подъема или опускания, если груз находится на высоте не более 1 м от уровня площадки, на которой находится стропальщик.
Недопустим подъем или опускание груза при нахождении людей в кабине или кузове автомашины, в полувагоне, на платформе или вагонетке. Стропальщик обязан отцепить-зацепить груз и покинуть кузов автомашины, полувагон, платформу или вагонетку.
Стропальщик должен сопровождать перемещаемый груз и следить за тем, чтобы груз не перемещали над людьми, чтобы он не мог за что-либо зацепиться. В случае, если сопровождение груза стропальщиком невозможно, за грузом должен следить крановщик, а при нахождении груза в зоне, не обозреваемой из кабины крановщика, в помощь стропальщику назначают еще одного стропальщика для выполнения функций сигнальщика. В этом случае одного из стропальщиков назначают старшим. Сигналист должен находиться на месте, которое видно и машинисту, и стропальщику.
Груз должен быть уложен в отведенное администрацией место, где исключена возможность падения, опрокидывания или сползания устанавливаемого груза. Запрещено укладывать грузы на крышки люков, на временных перекрытиях, непосредственно на трубы паро-, газо- и водопроводов, на электрические кабели и т. п. На место установки груза должны быть предварительно уложены соответствующей прочности подкладки для того, чтобы стропы могли быть и без повреждения извлечены из-под груза.
Укладывать грузы в полувагоны, на платформы, вагонетки, автомашины и снимать их оттуда следует без нарушения равновесия транспортирующего устройства. При укладке груза в полувагоны, на платформы, автомашины необходимо обеспечить возможность удобной и безопасной строповки его при последующей разгрузке. Для этого могут быть применены прокладки, многооборотные стропы, контейнеры и тара. Груз в кузовах автомобилей и железнодорожных вагонах должен быть закреплен, обвязан или установлен так, чтобы не происходило его самопроизвольного смещения во время транспортировки.
Снимать стропы с груза или крюка можно лишь после того, как груз будет надежно установлен. После окончания или при перерыве работы груз не должен оставаться в подвешенном состоянии. Подъем и перемещение груза несколькими грузоподъемники машинами допустим в единичных случаях. Эту работу следует выполнять по особым правилам и под непосредственном руководством ответственного лица из числа ИТР.

title-icon Подобные новости