title-icon Статьи о ремонте
title-icon
» » Агломерационная машина

Агломерационная машина

Агломерационные или спекательные машины применяют в цветной металлургии для подготовки руд и концентратов к шахтной плавке или электроплавке. Агломерация или спекание — один из способов укрупнения мелкой руды (концентратов) при ее нагревании.
Основные размеры агломерационных спекательных машин с рабочей площадью спекания 16, 50, 75 м2 приведены в табл. 16.

Рабочую поверхность машины определяют не. общими ее размерами, а площадью машины, размещенной над вакуум-камерами. Когда говорят, что площадь спекательной машины 50 м2, это значит камера всасывания (вакуумкамера) имеет размеры 25x2 = 50 м2. Новые спекательные машины изготовляют рабочей площадью спекания 200 м2. Их применяют в черной металлургии.
Как видно из рис. 22, агломерационная машина состоит из цепи движущихся тележек, называемых также паллетами.
Паллеты представляют собой стальную или чугунную тележку шириной около 1,0 м. Длина паллеты равна ширине машины. По бокам паллеты снабжены бортами. В местах примыкания по ширине ленты паллета бортов не имеет. Каждая паллета снабжена четырьмя опорными роликами. Дно паллеты выполнено из колосников, составляющих колосниковую решетку. Размер щели между соседними колосниками зависит от свойств шихты и возможности перед загрузкой шихты отдельно загрузить на поверхность колосников слой в 50 мм крупного материала.
Этот слой крупного материала предупреждает просыпание мелочи и пригорание к колосникам агломерата. На заводах этот слой называют постелью.

Обычно щель между колосниками равна 4—6 мм, а свободная для прохода воздуха площадь всех щелей между колосниками, так называемое живое сечение, составляет 10—12% от площади дна тележки. После загрузки шихты живое сечение уменьшается до 2—6%. Между вакуум-камерами и движущимися над ними паллетами имеется уплотняющее устройство. На отечественных заводах установлены агломерационные машины с гидравлическим уплотнением. Схема уплотнения тележек показана на рис. 23. Пластины тележек плотно прижимаются к нижней раме и при прохождении над камерами скользят по ним. Плоскость соприкосновения пластин с рамой смазывают маслом, подаваемым насосами вдоль всей машины. Нижняя пластина опирается на резиновые шланги, по которым циркулирует вода под давлением 0,1—0,15 МПа. Шланги уложены под пластиной в специальном желобе в верхней части рам вакуум-камер. Пластина рамы прижата к пластине тележек уплотнения. С помощью прижимного болта можно регулировать давление на нижнюю опорную пластину и тем самым уплотнять стык тележки с камерой. Тележки передвигают вдоль вакуум-камеры и уплотнение создается за счет давления тележки с шихтой на пластину рамы и резиновые шланги.

Движение тележек-паллет. Понять работу машины можно, только усвоив движение тележек (паллет) на верхних и нижних направляющих рельсовых путях машины. Направляющие рельсовые пути спскательной машины построены из четырех рельсов. На рис. 24 показаны два рельса. Еще два рельса устанавливают параллельно двум первым по горизонтали на расстоянии 1—2 м от них. Нижние рельсы располагают с небольшим уклоном к головному концу машины. Рельсы скреплены между собой, образуя каркас машины. Каково назначение направляющих рельсов во время работы машины? Представим себе (см. рис. 24), что по верхним путям 2 влево движется паллета — тележка А с шихтой, два опорных ролика которой катятся по одному верхнему рельсу, а два по другому, дойдя до положения 1, где верхние рельсы изгибаются вниз, тележка (положение Б) начинает скатываться по малой внутренней полуокружности и займет положение В. В положении В тележка перевернулась на 180° (опрокинулась вверх роликами), роликами она опирается на нижние рельсы и катится по наклонным рельсам к головной части машины. Тележку, подкатившую к головной части машины (положение Г), подхватывают за основание роликов зубья звездочки и поднимают по закругленной части нижних направляющих, причем ролики продолжают катиться по направляющим, а зубья звездочки несут тележку (звездочка-колесо приводится в движение электродвигателем). В головной части машины тележка еще раз поворачивается на 180° и снова становится в верхнее положение А, опираясь роликами на верхние направляющие рельсы. При входе на верхние горизонтальные пути в тележку загружается шихта, затем тележка с шихтой проходит поп зажигательным горном 3 с газовым или мазутным отоплением, здесь шихта зажигается. Тележка продолжает двигаться по горизонтальному участку (в это время шихта спекается). Затем переходит у разгрузочного конца с верхних путей на нижние и в это время разгружается и катится до колеса звездочки, где вновь подхватывается приводными звездочками. Получается замкнутый цикл, по которому непрерывно движутся паллеты.

В действительности на рельсы машины установлена не одна, а много тележек (паллет). Число тележек на спекательной машине с площадью спекания 50 м2 составляет 70 штук. Цепь паллет в хвостовой части на разгрузочном конце имеет разрыв 0,2—0,3 м. Вследствие этого при переходе с верхних путей на нижние рельсы падающая тележка ударяется о впереди идущие паллеты.
От удара агломерат сбрасывается на грохот 8. Мелочь просыпается через грохот и возвращается на спекание (возврат), а агломерат поступает на плавку. Поскольку тележки движутся, плотно примыкая одна к другой, нет необходимости делать у них торцовые стенки, и поэтому цепь движущихся тележек представляет собой как бы желоб прямоугольного сечения, нагруженный шихтой и готовым продуктом — агломератом. Под этим желобом и горизонтально направляющими рельсами установлены вакуум-камеры 7. Воздух просасывается через шихту и дно тележки и попадает в вакуум-камеры, представляющие собой прямоугольные коробки. Газы с вакуум-камер по патрубкам и газоходу отсасывают эксгаустером дымососом, очищают от пыли и выбрасывают в дымовую трубу. Производительность эксгаустера для спекательной машины 50 м составляет 2000—4500 м3/мин и зависит от состава шихты.
Шихту на тележки спекательной машины (рис. 25) загружают с помощью челнокового барабанного питателя. Челноковый распределитель (питатель) представляет собой короткий ленточный транспортер, передвигающийся по рельсам взад и вперед поперек машины на всю ее ширину. Челноковый питатель (рис. 25), показанный в крайне правом положении, равномерно распределяет шихту в бункер питателя барабанного типа. Барабанный питатель укладывает шихту на паллеты слоем высотой 250—300 мм.

Существенной частью машины является также зажигательный горн, отапливаемый газом или мазутом. Конструкция зажигательного горна, отапливаемого мазутом, принципиально не отличается от газового горна. Его выкладывают в виде футерованной шамотом камеры с полукруглым сводом. Высота камеры около 1500 мм, ширина 1250 мм, длина соответствует ширине машины. Толщина огнеупорной кладки — один кирпич.
Производительность агломерационной машины. Производительность спекательной машины определяется количеством шихты, переработанной в тоннах в сутки. Машина с рабочей площадью 75 м2 перерабатывает в сутки около 2000 т шихты. Производительность спекательной машины можно определить по формуле
Агломерационная машина

где Q — производительность машины по шихте, т/сут,
h — высота слоя шихты, м;
b — ширина паллеты, м;
v — скорость движения, м/мин;
у — насыпная масса, равная 0,96—1,0, т/м3;
k — коэффициент использования машины, ч/сут.
Для сравнения эффективности работы агломерационных машин на заводах принято определять удельную производительность машины по годному агломерату, т, е. по массе агломерата, поступающего ка плавку. Удельная производительность машины означает количество годного агломерата, полученного с одного квадратного метра рабочей площади машины в сутки. Удельная производительность по годному агломерату составляет при спекании окисленной никелевой руды 18—20 т/(м2 сут), при спекании свинцовых концентратов 9—13 т/(м2 сут). Выход агломерата, например, при спекании окисленных никелевых руд составляет около 67% от массы переработанной шихты.

title-icon Подобные новости