title-icon
Яндекс.Метрика

Станки с гидравлической подачей


В 1947—1948 гг. КБ завода им. Фрунзе были созданы первые отечественные станки с поршневым механизмом подачи бурового снаряда, имеющим гидравлический привод. Пройдя ряд усовершенствований, в настоящее время применяются станки ЗИФ-650М и ЗИФ-1200МР.
Гидравлическая система станка позволяет производить подачу бурового снаряда с требуемой скоростью, обеспечивает возможность с необходимой точностью регулировать нагрузку на породоразрушающий инструмент и значительно облегчает труд обслуживающего персонала. Кроме того, гидравлические цилиндры вращателя станка могут быть использованы как домкрат при возникновении осложнений в скважине, а также как пресс для задавливания грунтоноса при взятии из мягких пород образцов с ненарушенной структурой.
Основными узлами станка ЗИФ-1200МР (рис. 33) являются двухдисковая нормально разомкнутая фрикционная муфта 4, двухступенчатый редуктор 5, четырехступенчатая коробка передач 16, планетарная лебедка 7, шпиндельный вращатель 13 и гидравлическая система.

Сварная станина 21 станка установлена на раме 22, болтами прикрепляемой к фундаменту, и с помощью гидравлической системы может по пей перемещаться для освобождения устья скважины перед выполнением спуско-подъемных операций.
Привод станка ЗИФ 1200МР, поставляемых с ним буровых насосов НБ-32 или АНБ-22 и труборазворота РТ-1200М осуществляется от индивидуальных электродвигателей. Пусковая, защитная и контрольно-измерительная электроаппаратура агрегата смонтирована в магнитной пусковой станции.
На рис. 34 изображена кинематическая схема станка ЗИФ-1200МР.
При включении главного фрикциона 3 вращение от вала электродвигателя 1 мощностью 55 кВт через эластичную муфту 2, вал и диски фрикциона передается на первичный вал 4 редуктора. Первичный вал 6 коробки скоростей может иметь две частоты вращения благодаря перемещению по шлицам первичного вала редуктора шестерни z = 18. Передача первой частоты вращения осуществляется при включенных шестернях z=18, z=41 через вторичный вал редуктора 5 и шестерен z=33, z=26, находящихся в постоянном зацеплении, а второй частоты — зацеплением шестерни z=18 с внутренним венцом зубьев шестерни Z=26. Постоянное зацепление шестерен z=18 и z=41 связывает промежуточный вал 7 коробки передач с ее первичным валом 6. Соединением шестерен z=39, z=20 и z=23, перемещаемых по шлицам вторичного вала 8, с шестернями z=20, z=39 и z=36 промежуточного вала, включаются соответственно первая, третья и вторая частоты вращения. Четвертая частота вращения включается напрямую соединением венца с внутренними зубьями шестерни z=39 и шестерни z=18 первичного вала коробки скоростей.
Так как редуктор обеспечивает две частоты вращения первичному валу четырехступенчатой коробки скоростей, то ее вторичному валу можно дать восемь частот вращения.

Передача вращения со вторичного вала коробки скоростей на лебедку и вращатель осуществляется двухсторонней зубчатой муфтой 9, перемещаемой по шлицам вторичного вала. Установкой муфты в крайнее левое положение ее соединяют с внутренним венцом зубьев свободно сидящей на валу шестерни z=33, которая через промежуточную шестерню z=35 приводит во вращение шестерню z=51 и вал 18 лебедки. При правом положении зубчатая муфта 9 соединяется с внутренним венцом свободно посаженной на вал шестерни z=33 и через нее передает вращение шестерне z=33 валика 10 вращателя. Среднее положение зубчатой муфты позволяет одновременно включить лебедку и вращатель, что используется при бурении с ведущей бурильной трубой, а также при ликвидации некоторых аварий.
Передача вращения на шпиндель осуществляется через пару конических зубчатых колес (z=27, z=43) и приводную втулку 11 с шестигранным отверстием. Шестигранный снаружи шпиндель, получая вращение от приводной втулки, может относительно ее перемещаться в осевом направлении, чем обеспечивается подача снаряда на 600 м. Осевое усилие на вращающийся шпиндель передается через упорные подшипники 12 и 14 траверсы 13, связанной со штоками цилиндров гидроподачи.
Барабан 19 лебедки сидит на валу 18 свободно на двух шариковых подшипниках и приводится во вращение через планетарный редуктор. В барабан лебедки запрессован зубчатый венец z=69, находящийся в постоянном зацеплении, с тремя планетарными шестернями (сателлитами) z=21. Валики сателлитов опираются на подшипники, расположенные в водилах 15 и 17, связанных с тормозным шкивом 16.
При вращении вала лебедки сателлиты, находясь в зацеплении с солнечной шестерней z=27, обегают по зубчатому венцу, приводя во вращение тормозной шкив и водила. Если остановить вращение тормозного шкива, то сателлиты будут вращаться вокруг осей своих валиков и приводить во вращение венцовую шестерню z=69, а с ней — барабан лебедки.
Управление лебедкой осуществляется двумя колодочными тормозами. Тормозом подъема 16 приводится во вращение барабан для наматывания на него каната при подъеме снаряда, тормозом спуска 20 ограничивается частота вращения барабана при спуске снаряда в скважину.
Реверсированием электродвигателя можно сообщить обратный ход шпинделю и валу лебедки станка.
Станок ЗИФ-1200МР имеет аварийный двигатель 22 мощностью 3 кВт, привод которого осуществляется от передвижной электростанции мощностью 8 кВА, входящей в комплект агрегата. В случае внезапного отключения электроснабжения бурового агрегата привод станка осуществляется от аварийного двигателя через понижающий редуктор 21 и цепную передачу со звездочками z=13 и z=39 при включенной фрикционной муфте звездочки z=39. Используя аварийный привод, буровой снаряд приподнимают над забоем, предупреждая его прихват оседающими частицами шлама.
Гидравлическая система станка ЗИФ-1200МР обеспечивает перемещение шпинделя вращателя и регулирование осевой нагрузки на породоразрушающий инструмент, управление зажимным патроном вращателя и гидротормозами лебедки, а также перемещение станка по раме.
Гидравлическая система станка ЗИФ-1200МР (рис. 35) состоит из следующих основных частей: масляного насоса 3, масляного бака 1 с фильтром 2, распределительного крана 6, цилиндров тормозов спуска 7 и подъема 10, дроссельного устройства 12, прибора гидроуправления 15, цилиндров гидроподачи 20 и перемещения станка 21, пружинно-гидравлического патрона 17, крана 16 управления зажимным патроном и маслопроводов.

Сдвоенный лопастный маслонасос 5Г12-23А имеет два рабочих узла с подачей 83*10в-6 и 42*10в-5 м3/с (5 и 25 л/мин). Насос имеет привод от индивидуального электродвигателя мощностью 3 кВт и может развивать давление 618*10в4 Па. В гидравлическую систему станка включены два манометра 5, указатель осевой нагрузки 14 и два предохранительных клапана 4, срабатывающие при давлении 540*10в-4 Па и предупреждающие гидросистему от перегрузок.
Масляный насос 3 из масляного бака 1 подает масло к золотнику 8 распределительного крана 6, который имеет два рабочих положения.
При одном положении масло из рабочих узлов масляного насоса двумя потоками через распределительный кран (VII) подается к тормозным цилиндрам лебедки 9. Колодки тормоза спуска постоянно поджимаются к поверхности шкива пакетом тарельчатой пружины, а колодки тормоза подъема отжимаются усилием спиральной пружины. Для отключения тормоза спуска масло необходимо подать в нижнюю часть цилиндра 7 и, преодолев усилие тарельчатой пружины, поднять поршень и развести тормозные колодки. Чтобы включить тормоз подъема, нужно масло подать в верхнюю часть цилиндра 10. Поршень цилиндра, сжимая спиральную пружину, опустится и сведет тормозные колодки. Управление тормозами лебедки осуществляется рукоятками 23 (тормоз подъема) и 11 (тормоз спуска) дроссельного устройства 12, изменением давления в цилиндрах путем сбрасывания части масла в бак. Перед началом работы с гидрофицированным управлением тормозами лебедки рычаг ручного управления тормозом спуска должен быть зафиксирован в положении «заторможено», а рычаг тормоза подъема — в положении «расторможено».
При втором положении распределительного крана два потока масла, идущие от рабочих узлов насоса, объединяются в один. Масло по магистрали H направляется к прибору гидроуправления 15, в корпусе которого находятся золотник 13 и дроссель 22. Направление дальнейшего движения масла зависит от положения золотника, представляющего собой цилиндр, находящийся в корпусе прибора управления. Система каналов в цилиндре при его поворачивании совмещается с системой каналов в корпусе прибора гидроуправления в шести различных фиксируемых положениях. На схеме золотник условно показан в виде диска, а различные варианты совмещения его каналов с магистральными маслопроводами изображены в нижней части рис. 35.
Дросселем 22 прибора гидроуправления регулируется давление масла в гидросистеме. При перекрытом отверстии дросселя масло находится под максимальным давлением. Открывая отверстие дросселя вывинчиванием его иглы, часть масла через сливную магистраль С перепускают в бак, и давление его в системе снижается.
Рукоятка золотника 13 прибора гидроуправления 15 может быть установлена в положениях «Вверх» I «От скважины» II, «Быстрый подъем» III, «Стоп, патрон!» IV, «Вниз» V, «К скважине» VI.
Если масса колонны бурильных труб недостаточна для создания необходимой нагрузки на породоразрушающий инструмент, золотник ставится в положение V. Масло направляется по напорной магистрали H через канал золотника и магистраль BП в верхние полости цилиндров гидроподачи. Прикрывая дроссель 22, повышают давление в цилиндрах до требуемой величины, контролируя нагрузку на породоразрушающий инструмент по указателю 14. Опускающиеся по мере продвижения забоя скважины поршни вытесняют масло через золотник и сливную магистраль С в бак.
При избыточной массе колонны бурильных труб золотник нужно поставить в положение I. Нижние полости цилиндров 20 через магистраль HП и золотник соединяются с напорной магистралью Н. Дросселем 22 в нижней части цилиндров создается давление, равное разности массы снаряда и необходимой нагрузки на породоразрушающий инструмент. Масло, нагнетаемое насосом и вытесняемое опускающимися поршнями, через дроссель сбрасывается в бак и частично направляется в верхние освобождающиеся полости цилиндров. Чем больше прикрыт дроссель, тем выше давление масла в цилиндрах. При полностью закрытом дросселе гидроцилиндры работают как домкрат (см. I, а) с грузоподъемностью 147*10в3 Н.
Для быстрого подъема шпинделя вхолостую при перекреплении зажимного патрона золотник устанавливается в положение III, при котором с нагнетательной магистралью H соединяются и верхние и нижние полости цилиндров гидроподачи. Так как площадь поршней 19 в верхних полостях гидроцилиндров меньше, чем в нижних на величину площади сечения штоков 18, усилие, действующее на поршни снизу, будет больше, чем сверху. В результате поршни будут подниматься, вытесняя масло из верхних полостей гидроцилиндров в нижние. Скорость подъема регулируется дросселем. Максимальная скорость подъема шпинделя достигается полным закрытием дросселя.
Чтобы зафиксировать шпиндель в каком-либо положении, следует установить золотник в позицию IV, при которой цилиндры гидроподачи отсоединены как от напорной, так и от сливной магистралей гидросистемы. Шпиндель остается неподвижным независимо от того, работает маслонасос или нет. При этом же положении золотника масло через кран 16 подается в пружинно-гидравлический патрон 17 для его раскрепления.
В положении II золотника масло по магистрали Л направляется в левую полость цилиндра 21 перемещения станка. Так как шток поршня закреплен на раме станка и неподвижен, а цилиндр связан сo станиной, станок перемещается влево от скважины. В положении VI золотника масло по магистрали П подается в правую полость цилиндра 21, и станок перемещается к скважине. Из противоположной полости цилиндра масло сливается в бак.
В соответствии с CT СЭВ 770—77 и CT СЭВ 770—71 в нашей стране созданы новые установки для колонкового бурения типа УКБ, отвечающие рекомендациям стран — членов СЭВ и современному мировому уровню. Указанным стандартом предусматривается восемь классов базовых моделей установок: УКБ-1 (12/25); УКБ-2 (50/100); УКБ-3 (200/300); УКБ-4 (300/500); УКБ-5 (500/800); УКБ-6 (800/1200); УКБ-7 (1200/2000); УКБ-8 (2000/3000) и их различные модификации (стационарные, передвижные, самоходные, разборные на узлы малой массы, для бурения из подземных горных выработок).
С учетом широкого применения алмазного бурения и роста глубины геологоразведочных скважин в новых установках повышены частоты вращения шпинделя (до 1500 об/мин) и увеличена мощность привода. Кроме того, начиная с установок 3-го класса, они имеют дополнительный низкий диапазон частот вращения снаряда для ударно-вращательного бурения скважин.
Особенности установок типа УКБ — максимальная механизация и частичная автоматизация таких операций, как: свинчивание и развинчивание бурильных свечей, подъем и опускание мачты, перехват снаряда и др. В конструкции этих установок широко применяются автотракторные узлы. Улучшена разборность и монтажеспособность установок, благодаря чему резко сокращаются затраты времени на их перебазирование, созданы комфортные условия для буровых бригад.

На рис. 36 показана самоходная буровая установка УКБ-200/300С, смонтированная на автомашине ЗИЛ-131. На платформе автомашины смонтированы; приводящий установку в действие дизель 2 Д37Е-СЭ-1 мощностью 29,4 кВт с фрикционной муфтой, являющейся для установки главным фрикционом; буровой станок СКБ-3; буровой насос 17 НБЗ-120/40С; труборазворот 16 РТ-300 с приводом от гидродвигателя; укрытие 1 и мачта 10 высотой 9,5 м. Установка мачты в рабочее положение и укладка в транспортное производятся с помощью гидросистемы установки. При бурении наклонных скважин мачту с помощью винтового подкоса наклоняют на нужный угол в плоскости, перпендикулярной к продольной оси установки.

Буровой станок СКБ-200/300 (рис. 37) состоит из следующих основных узлов: фрикциона 7, представляющего собой сухую, однодисковую, нормально замкнутую муфту сцепления автомашины ЗИЛ-130; пятискоростной коробки передач 8 (также от автомобиля ЗИЛ-130); барабана лебедки 16, шпиндельного вращателя 21 с пружинно-гидравлическим нормально закрепленным зажимным патроном 19. Указанные узлы размещены в одну линию на верхних балках рамы 4, установленной на основании 1, по которому станок перемещается для освобождения устья скважины перед выполнением спуско-подъемиых операций.
Станок имеет два шестеренчатых маслонасоса: основной НШ-10Е и дополнительный НШ-46У, включаемый при работе труборазворота. В случае отказа дизеля для предупреждения прихвата бурового снаряда на забое скважины используется ручной маслонасос.
На рис. 38 показана кинематическая схема буровой установки УКБ-200/300С.

Вращение от дизеля 1 через главный фрикцион 2 и телескопический карданный вал передается на фрикционную муфту 3 станка и далее первичному валу коробки передач 4 с шестерней z=20, от которой через шестерню z=43 приводится во вращение промежуточный вал. На промежуточном вале закреплены еще пять шестерен, три из которых z=38, z=31 и z=22 находятся в постоянном зацеплении с шестернями z=26, z=33 и z=42, свободно сидящими на вторичном валу коробки передач. Перемещая по шлицам вторичного вала зубчатые муфты 5 и 6 и вводя их в зацепление с зубчатыми венцами шестерен z=42, z=33, Z=26 и z=20, включают соответственно вторую, третью, четвертую и пятую скорости с использованием синхронизаторов. Первая скорость включается перемещением по шлицам вторичного вала шестерни z=45 до зацепления ее с шестерней z=13 промежуточного вала.
С шестерней z=20 промежуточного вала в постоянном зацеплении находится шестерня z=22 блока шестерен, служащего для привода дополнительного маслонасоса 13 через шестерни z=21 и z=14, а также для получения обратного вращения вторичного вала коробки передач при зацеплении шестерен z=45 и z=15.
От вторичного вала коробки скоростей вращается трансмиссионный вал, проходящий внутри пустотелого вала лебедки 11 и имеющий на шлицованном конце двухстороннюю зубчатую муфту, которая при правом положении включает вал вращателя 8, при левом — вал лебедки 11. Шпиндель приводится во вращение парой конических шестерен z=18 и z=32 через шлицевое соединение. Конические шестерни могут быть заменены другой парой z=22 и z=27. Таким образом обеспечивается второй диапазон более высоких частот вращения шпинделя станка.
Лебедка 11 станка — планетарного типа. От солнечной шестерни z=19, закрепленной на валу лебедки, получают вращение сателлиты z=20, оси которых закреплены в водиле и шкиве тормоза подъема. При остановке шкива тормоза подъема сателлиты приводят во вращение зубчатый венец z=59 и барабан лебедки.
Основной маслонасос 14 приводится в работу от вала станка через клиноременную передачу.
Привод бурового насоса 15 осуществляется от вала главного фрикциона через клиноременную передачу и четырехступенчатую коробку скоростей 16.
Принципиальная схема гидравлической системы УКБ 200/300С показана на рис. 39.

Масло из бака 23 в гидросистему подается основным 21 и ручным 20 маслонасосами через обратные клапаны 18 и фильтр 22 с предохранительным клапаном 13, который срабатывает при давлении 0,2 МПа в случае засорения фильтра и направляет масло в его обход. Масло подходит к золотнику 15 управления зажимным патроном 2, имеющему два фиксируемых положения Если золотник 15 находится в положении «а», поток масла направляется в распределитель Р-75-23, имеющий три золотника 11, 10 и 9 для управления гидравлическими цилиндрами соответственно вращателя 16, мачты 6 и перемещения станка 17. При нейтральном положении («a») всех золотников распределителя поток масла открывает перепускной клапан 12 и через него сливается в маслобак. Цилиндр зажимного патрона 2 при указанном положении золотника 15 соединен со сливной линией, и усилием пружин патрон будет закреплен.
Переключением золотника 15 в положение «б» масло направляется в цилиндр патрона и раскрепляет его, сжимая пружины. Когда патрон полностью раскроется, что происходит при давлении в гидросистеме 4,4 МПа, давление поднимется и при 4,9 МПа откроется напорный золотник 3. Масло направится через перепускной клапан 12 распределителя в маслобак.
Переключение любого золотника распределителя 8 в рабочее положение («б» или «в») прерывает линию управления со сливом, благодаря чему поднимается давление в полости пружины перепускного клапана 12, который закрывается, а поток масла устремляется через каналы переключенного золотника в соответствующие его положению полости гидроцилиндров. При давлении в системе свыше 5,9 МПа откроется предохрани тельный клапан 13'. Это приведет к снижению давления в полости пружины перепускного клапана 12, он откроется, и избы ток масла будет сливаться в бак.
Регулятор давления 14, подсоединенный к распределителю, дублирует работу предохранительного клапана 13', что позволяет изменять давление в гидросистеме от 0 до 5,9 МПа.
Положение «б» золотника 11 обеспечивает направление масла в верхнюю часть цилиндров 16 вращателя, что используется при бурении с догрузкой, т. е. когда масса бурового снаряда недостаточна для обеспечения осевой нагрузки на породоразрушающий инструмент.
Когда золотник 11 занимает положение «в», масло подается в нижнюю часть цилиндров вращателя, что используется для бурения с разгрузкой части массы бурового снаряда, превышающей необходимую осевую нагрузку на коронку.
Регулятором скорости подачи 19 дросселируют слив масла из-под поршней цилиндров вращателя, регулируя скорость продвижения снаряда.
Регулятор скорости подачи обеспечивает автоматическое изменение нагрузки на породоразрушающий инструмент при бурении в перемежающихся породах. Использование регулятора подачи, особенно в неблагоприятных условиях, повышает плавность подачи, рейсовую проходку на коронку, снижает вибрацию снаряда и вероятность заклинивания керна. Обратный клапан 18, параллельно подключенный к регулятору скорости подачи, позволяет осуществлять перехват, не изменяя настройки регулятора скорости.
У золотника 11 имеется четвертое положение «г», обеспечивающее плавающее положение бурового снаряда, что используется при бурении с разгрузкой, а также при свинчивании и развинчивании снаряда. Маслонасос при этом работает с разгрузкой, перекачивая масло в бак через перепускной клапан 12 распределителя.
Для быстрого подъема шпинделя с зажимным патроном в процессе перехвата снаряда необходимо золотник 11 поставить в положение «в», а золотник 15 — в положение «б». Масло направляется в маслопровод зажимного патрона 2, раскрепляет его, затем перемещает реверсивный золотник 4 в положение; «б», открывает напорный золотник 3, проходит через него и золотник 11 в верхнюю и нижнюю полости цилиндров 16 вращателя. За счет разности рабочих площадей поршней снизу и сверху происходит их быстрый подъем вместе с траверсой, шпинделем и зажимным патроном.
Чтобы опустить шпиндель с раскрепленным зажимным патроном, нужно золотник 11 поставить в положение «б», а золотник 15 в положение «а». Масло, раскрепив патрон, проходит через напорный золотник 3, золотник 11 и подходит к заглушенному отводу реверсивного золотника 4, а также в полость его пружины. Золотник 4 переключается в положение «а», и масло, поступая в верхние полости цилиндров 16 вращателя, перемещает поршни и шпиндель с раскрепленным патроном вниз.
У зажимного патрона имеется запорный вентиль 1, позволяющий на длительное время оставлять его в раскрепленном положении без подкачки масла.
Мачта поднимается и опускается золотником 10 в сочетании с вентилем 25, которым регулируется скорость движения мачты. При положении «б» золотника производится опускание, а при положении «в» — подъем мачты. В гидромагистраль мачты включены обратные клапаны и предохранительный клапан 5. При изменении угла наклона мачты винтовым домкратом золотник 10 должен устанавливаться в положение «г». В верхней части цилиндра 6 имеется демпфер, обеспечивающий торможение в конце подъема мачты при переводе ее через вертикальное положение.
Управление цилиндром перемещения станка 17 осуществляется золотником 9. Золотники 9 и 10 в рабочих положениях «б» и «в» не фиксируются. При снятии усилия руки с рукоятки золотника он автоматически за счет торцовых пружин возвращается в нейтральное положение «Стоп» (положение «а»). Благодаря этому регулирование скорости движения мачты и перемещения станка возможно открыванием соответствующего золотника.
Приводом труборазворота служит маслонасос 24. Управление двигателем 7 труборазворота осуществляется золотником 26, установленным на задней стенке бурового здания. Для предупреждения перегрузок при резких остановках гидродвигателя во время затяжки или срыва резьбы бурильных труб на трубопроводах установлены предохранительные клапаны 13", отрегулированные на давление соответственно 3,9 и 4,9 МПа.
Контроль за давлением в гидросистеме ведется по манометрам M1 и М2, имеющим дополнительные поворотные шкалы, позволяющие определять массу бурового снаряда и осевую нагрузку на породоразрушающий инструмент.
Передвижная буровая установка УКБ-5П, общий вид которой показан на рис. 40, состоит из бурового станка СКБ-5, мачты МБТ-5, бурового насоса НБЗ-120/40, смонтированных на металлическом санном основании внутри бурового здания ПБЗ-4.

Кинематическая схема станка СКБ-5 показана на рис. 41. Вращение от вала электродвигателя 2 мощностью 30 кВт через диски нормально выключенной фрикционной муфты 1 передается на первичный вал 3 коробки передач. Постоянное зацепление шестерен z=20 и z=42 соединяет первичный вал коробки передач с ее промежуточным валом 14. Соединением шестерен z=42, z=24 и z=31, перемещаемых по шлицам вторичного вала 13, с шестернями z=20, z=38 и z=31 промежуточного вала включаются соответственно первая, третья и вторая частоты вращения. Четвертая частота вращения включается напрямую соединением венца с внутренними зубьями z=42 с шестерней z=20 первичного вала. От шестерни z=26, жестко закрепленной на вторичном валу коробки скоростей, вращение передается на раздаточную коробку, от которой приводятся вращатель и лебедка. Для включения лебедки необходимо зубчатую муфту z=26 переместить по шлицам ее вала 5 и соединить с внутренним венцом шестерни z=47, свободно сидящей на валу вращателя 7 и приводимой в движение от вторичного вала коробки передач через шестерню z=60, вал раздаточной коробки 12 и шестерню z=39.

При остановке шкива тормоза подъема 4 с закрепленным в нем зубчатым венцом z=81 сателлиты z=18, получая вращение от солнечной шестерни z=45, будут обегать по зубчатому венцу и вращать барабан 6 лебедки, с которым связаны своими осями.
Шпиндель 9 приводится во вращение от вала 7 через пару конических зубчатых колес z=30, z=29 и шпиндельную втулку 10, с которой связан шлицами. Зубчатая муфта z=26, сидящая на шлицах вала 7 вращателя, может быть введена в зацепление с шестерней z=60 вала раздаточной коробки или с внутренним венцом шестерни z=47, в результате чего шпинделю вращателя может быть дано восемь частот вращения.
На верхнем конце шпинделя и на нижнем шпиндельной втулки закреплены пружинно-гидравлические зажимные патроны. Верхний патрон 8 нормально закреплен, а нижний 11 нормально раскреплен. При такой конструкции вращателя операцию «перехват» можно выполнять без остановки вращения снаряда.
Гидравлическая система станка позволяет выполнять эту операцию автоматически.
В состав буровой установки УКБ-8 (рис. 42) входят: буровой агрегат СКБ-8 и буровая вышка В-26/50 с буровым зданием.

Основными узлами бурового агрегата являются: ротор, лебедка с регулятором подачи бурового снаряда и два буровых насоса НБ5-320/100.
Ротор, лебедка и регулятор подачи приводятся от индивидуальных электродвигателей постоянного тока, позволяющих осуществлять бесступенчатое регулирование частоты вращения их рабочих органов.
Установка комплектуется двумя сменными роторами, один из которых предназначен для алмазного бурения с частотой вращения до 20 с-1, а второй — для бурения шарошечными долотами с частотой вращения до 11,25 с-1.
Планетарная лебедка установки имеет тормоза колодочного типа, управление которыми может производится вручную или от гидросистемы.
Снаряд в процессе бурения подается регулятором подачи путем сматывания талевого каната с барабана лебедки. Редуктор регулятора позволяет получить две скорости подачи: от 0,16 до 6,75 м/ч на первой скорости и от 2,44 до 4 м/ч — на второй (при четырехструнной оснастке талевой системы).
В случае отключения электроэнергии снаряд поднимается из скважины лебедкой, приводимой от двигателя регулятора подачи, получающего энергию от передвижной электростанции ПЭС-15Л через электромашинный усилитель ЭМУ.
Контроль и регистрация параметров процесса бурения осуществляются контрольно-измерительной аппаратурой «Курс-713» и «Румб».