title-icon
Яндекс.Метрика
» » Фабрику-кухню завода «Динамо» признали памятником архитектуры

Фабрику-кухню завода «Динамо» признали памятником архитектуры

26.09.2018



Трехэтажное здание фабрики-кухни завода «Динамо» на ул. Ленинская Слобода признали объектом культурного наследия регионального значения, сообщил руководитель Мосгорнаследия Алексей Емельянов.

Это памятник архитектуры, построенный в стиле конструктивизма в 1930-е годы. Когда-то здесь готовили до пятнадцати тысяч обедов в сутки, чтобы накормить рабочих, трудившихся в 3 смены. В здании также располагалась кулинария, где можно было перекусить или купить полуфабрикаты.

«Идея построить большую столовую на Ленинской Слободе возникла в 1932 году, когда здесь возвели главный корпус электромеханического завода «Динамо». Это было крупнейшее производство, где создавали генераторы, электродвигатели для поездов, трамваев, троллейбусов и другое электрооборудование. Фабрика-кухня должна была стать одним из символов нового быта рабочих. Особую ценность представляет конструктивистский стиль памятника: здание формирует историческую среду и является ее неотъемлемым элементом», – сказал А. Емельянов.

Проект разработали специалисты Архитектурно-строительного института в 1935 году. Просторные светлые помещения обеденных залов созданы как бы в противопоставление тесным коммунальным кухням с чадящими керосиновыми примусами.

Столовая завода «Динамо» была разделена на две части – западную и восточную, с отдельными входами, выходами и гардеробными.

Вход в западную часть здания, меньшую по размеру, находился со стороны ул. Ленинская Слобода. На 2-ом этаже располагались административные помещения – кабинеты дирекции и бухгалтерия, а также зал диетического питания.

На 3-ем этаже размещались обеденные залы и терраса для посетителей: в теплое время года можно было поесть под открытым небом.

В восточную часть здания был вход со двора. В подвалах с этой стороны фабрики-кухни располагались складские помещения для хранения продуктов и душевые.

На 1-ом этаже, кроме гардероба, входов и выходов, размещались служебные и подсобные помещения, цеха для обработки продуктов и холодильники.

Почти весь 2-ой этаж был отдан под производство – кондитерские, варочные, плитно-соусные и другие цеха, где повара готовили обеды в промышленных масштабах. На этом уровне находилась и кулинария. 3-ий этаж также состоял из обеденных залов.

«Потоки входящих в здание и выходящих людей не пересекались. Для этого организовали отдельные входы, выходы и парные лестницы. Такой конвейерный или фабричный подход характерен для конструктивизма времен НЭПа. Фасады здания сохранили оригинальный облик: скругленные стены, широкие прямоугольные оконные проемы, словно прорезающие плоскости стен, отделанных штукатуркой с мраморной крошкой», – пояснил А. Емельянов.

Теперь бывшая фабрика-кухня находится под охраной государства. Здание нельзя сносить, а владельцы и арендаторы не имеют права проводить в работы, изменяющие его облик. Они обязаны сообщать в Департамент культурного наследия обо всех повреждениях и авариях.

Сегодня строение, расположенное рядом со станцией метро «Автозаводская», используется под магазины, офисы, кафе и рестораны. Первоначальная планировка была утрачена, а парные лестницы разобраны.

Напомним, история электромеханического завода в этом месте начинается с конца XIX века. Изначально здесь располагалось мелкосерийное производство бельгийского акционерного общества «Центральное электрическое общество в Москве», где собирали электроподъемные механизмы иностранных фирм.

В 1913 году завод переименовали в «Русское электрическое сообщество «Динамо», а после революции национализировали.

В 1930-х годах производство было обновлено и расширено. В 1932-м здесь начали выпускать первые в Советском Союзе тяговые двигатели для электровозов, в дальнейшем занялись производством собственных электровозов.

В 1935 году предприятие стало называться Московским электромашиностроительным заводом им. С.М. Кирова. Во время ВОВ здесь организовали оборонное производство.

Во второй половине XX века завод вновь занялся выпуском электромоторов для общественного и грузового транспорта.

В 1990-е годы здания завода были приватизированы акционерной электротехнической компанией «Динамо». Сейчас большинство помещений сдается в аренду.

Работа по сохранению и восстановлению памятников архитектуры в столице ведется постоянно. Список объектов культурного наследия регулярно пополняется: только за последние 7 лет охранный статус получили около семисот зданий. А объектов исторического и воинского некрополей в городе насчитывается порядка 2 тысяч.