» » Способы монтажа буровых установок

Способы монтажа буровых установок

В 1950-1954 гг. начался выпуск первых комплектных буровых установок Уральским заводом тяжелого машиностроения (ныне Уралмаш) и объединением «Баррикады» (ныне ВЗБТ). До этого времени буровые предприятия собирали комплексы для бурения из оборудования «россыпи» и монтаж осуществляли обычным (индивидуальным) способом. Набор бурового оборудования был в расчлененном состоянии, и почти под каждую единицу устраивался фундамент однократного использования. При каждом повторном монтаже набора бурового оборудования приходилось вновь монтировать агрегаты, восстанавливая нарушенную демонтажем кинематическую связь, вновь строя сооружения и фундаменты.
Буровые предприятия, получив комплектные серийно выпускаемые буровые установки, стали разрабатывать и применять четыре способа монтажа: агрегатный, мелкоблочный, крупноблочный и смешанный. Применение каждого из этих способов определяется предприятием в зависимости от типа буровой установки, заводского исполнения кинематических связок, специфических условий региона, расстояния перебазировки, рельефа местности, устойчивости грунта и т. д.
Агрегатный способ монтажа в настоящее время исключает индивидуальный монтаж оборудования на фундаменты однократного использования и применяется изредка при монтаже буровых установок 9-11-го классов по допускаемым нагрузкам на крюке. В основном этим способом производят первичный монтаж новых буровых установок с одновременным комплектованием мелких блоков и крупноблочных сборок для последующего крупноблочного способа монтажа.
Агрегатный способ монтажа изначально имеет недостатки:
• длительные сроки монтажа из-за трудоемкости работ, связанных с монтажом бурового оборудования, сборкой-разборкой буровых укрытий непрогрессивных конструкций, устройством массивных фундаментов и транспортировкой каждой единицы оборудования и материалов;
• демонтажные нарушения кинематической увязки оборудования, требующие при монтаже дополнительных работ по выверке и центровке;
• многократность демонтажа и монтажа, приводящая к повреждениям оборудования, элементов соединения, кожухов, ограждений;
• повышение расхода материалов из-за однократности их использования или низкого возврата в связи с многократными сборками и разборками полов, укрытий и коммуникаций;
• повышенные экономические издержки из-за низкой производительности труда, повышенной численности вышкомонтажных бригад и высокой себестоимости работ строительства.
Мелкоблочный способ монтажа заключается в том, что агрегаты и оборудование буровой установки устанавливают не на бутобетонные или деревянные фундаменты, а на металлические блок-сани.
Блок-сани в рабочем положении буровой установки служат фундаментом, а при перетаскивании — транспортным средством. Таким образом, агрегаты и оборудование комплекта буровой установки постоянно смонтированы на нескольких металлических блок-санях, и монтаж их сводится только к перетаскиванию на новую точку, установке и увязке в общую схему. При этом для быстроты монтажа требуется заранее на новой точке произвести подготовительные работы: планировку площадок, устройство небольших фундаментов под блок-сани.
Количество блоков и конструктивные элементы комплектов определяют в зависимости от условий разработки месторождений, климатических условий и степени освоения площади бурения.
Габариты и масса блок-саней, оборудования и элементов сооружений позволяют перевозить их на существующих универсальных видах транспорта или перетаскивать волоком.
Мелкоблочный способ монтажа широко применяют в разведочном бурении, в северных и восточных районах, иногда и в эксплуатационном бурении, когда рельеф местности не позволяет перевозить крупные блоки.
Однако и этот способ имеет ряд недостатков:
• большая расчлененность бурового оборудования на мелкие блоки, которая полностью не обеспечивает создание кинематически увязанных обособленных рабочих узлов;
• применение оснований санного типа требует большого количества тракторов для перетаскивания блоков;
• ограниченные габаритные размеры блок-саней не позволяют размешать на них буровые укрытия и коммуникации.
В поисках более рациональных способов монтажа буровых установок нефтяники приняли решение о переходе от мелкоблочного к крупноблочному строительству.
Крупноблочный способ монтажа включает:
• изготовление крупноблочных оснований и транспортных средств (тяжеловозов) в условиях заводов или утепленных баз;
• первичный монтаж и строительство укрытий на крупных блоках;
• повторный монтаж крупными блоками.
При этом буровую установку делят на два-три перевозимых на тяжеловозах блока массой 60...130 г.
При перевозке таких блоков почти не нарушаются кинематические связи узлов и коммуникации и не демонтируются укрытия. Монтаж сводится только к установке блоков на фундамент и соединению коммуникаций между блоками.
Крупноблочный способ монтажа перед мелкоблочным имеет следующие преимущества:
• резкое сокращение числа блоком, размещение буровых укрытий на основаниях, упрощение конструкции фундаментов;
• снижение объема строительно-монтажных работ и сокращение сроков сооружения буровых до минимума;
• увеличение скорости транспортировки блоков и сокращение используемых для этого тракторов:
• повышение сроков службы оборудования и оснований в связи с транспортировкой их на гусеничных тяжеловозах;
• экономия строительных материалов.
Эффективность применения крупноблочного способа монтажа зависит от таких факторов и условий, как рельеф местности, объем буровых работ, сетка бурения, наличие наземных сооружений и коммуникаций, климатические условия.
Большую эффективность крупноблочный способ монтажа дает в новых освоенных районах, где имеется большой объем буровых работ, густая сетка бурения, открытая непересеченная местность, нет большого количества линий электропередач, наземных сооружений и коммуникаций.
Нецелесообразно применять крупноблочный способ монтажа в лесистой и пересеченной местности, т. к. в этих условиях приходится затрачивать много труда, средств и времени на подготовку трасс и перевозку блоков. Снижается эффективность этого способа при перевозке оборудования на дальние расстояния, через топкие места и большие реки, по гористой местности. В этих случаях оборудование выгодно демонтировать основание разобрать из транспортабельные секции и все перевезти на новую скважиноточку универсальным транспортом.
В настоящее время строительство буровых установок в основном производят смешанным способом, крупноблочный с мелкими блоками и монтажом отдельных агрегатов.
При выполнении вышкомонтажных работ ситами буровой бригады (передвижка буровой установки, монтаж мобильных буровых установок) рабочие бригады должны пройти дополнительное обучение и получить допуски к самостоятельной работе по основной В совмещаемым профессиям (ПБ 08-624-03).
Буровые мастера также должны пройти обучение на право руководства вышкомонтажными работами. (Темы квалификационных рефератов на право руководства вышкомонтажными работами используются авторами для чтения курса «Монтаж буровых установок».)

title-icon Подобные новости