title-icon
Яндекс.Метрика

Общие правила строповки


Грузоподъемность стропов общего назначения указывается при угле между ветвями 90°; на стропе прочно прикрепляется бирка маркировочная (рис. 7.10); строп с утраченной биркой изымается из эксплуатации.
Общие правила строповки

Выбор стропов начинают с определения массы груза и расположения его центра тяжести. Если на грузе нет таких данных, то необходимо уточнить у прораба, бригадира или у лица, ответственного за безопасное производство работ кранами. Определив массу принимаемого груза и расположение центра тяжести, стропальщик определяем число мест застроповки и их расположение с таким расчетом, чтобы груз не мог опрокинутся или самостоятельно развернуться. Одновременно следует учитывать длину ветви кранной (ВК) или ветви цепной (ВЦ) (рис. 7.11).
При выборе длины стропа (длины ветви) Lвк(вн) следует исходить из того, что при малой длине угол между ветвями будет больше 90°, а при большей длине теряется высота подъема груза и возникает возможность его кручения. Оптимальные углы между ветвями находятся в пределах 60...90°.
Для подъема того или иного груза стропальщик должен проверить, что нагрузка на каждую ветвь S не будет превышать грузоподъемность ветви выбранного стропа Qвк(вн), т. е. будет соблюдено условие S ? Qвк(вн).
Проверка выбора стропа зависимости

где Q - масса груза, та которую необходимо поднять; Lвк(вц) - длина ветви канатного и цепного стропа, которую может измерить стропальщик (или он ее знает), мм. n - число ветвей стропа, который выбрал стропальщик; h -высота треугольника. образованного ветвями стропа, которую также может замерить стропальщик, мм (Lвк(вн) и h см. на рис. 7. 11.)
Например, стропальщику необходимо поднять и переместить груз массой 1 т; он выбрал (по бирке строп 2СК-1.0 грузоподъемностью 1 т с ветвями ВК-0.8 грузоподъемностью 0.8 (табл. 7 11) и длиной каждая Lвк = 3000 мм; стропальщик сделал зацепку груза и выдержал угол между ветвями 90°, замерил высоту h = 2000 мм.
Тогда

т. е. соблюдено условие выбора стропа.
Общие правила предусматривают порядок строповки:
• зацеплять груз следует только в соответствии со схемой строповки, если необходимо, можно использовать оттяжки;
• крюк должен свободно заходить в зев петли;
• груз стропуют за все петли, предусмотренные проектом для подъема;
• ветви стропов должны иметь одинаковое натяжение, и угол между ними не должен превышать 90°;
• строп накладывается без узлов и перекруток;
• неиспользованные концы многоветвевого стропа закрепляются так, чтобы они при перемещении груза не задевали встречающиеся на пути предметы;
• при строповке запрещается:
- подвешивать груз на один рог двурогого крюка;
- забивать крюк в монтажную (анкерную) петлю;
- поправлять ветви стропа в зеве крюка ударами.
Неправильная строповка груза является распространенной причиной его падения, обрыва стропа и даже опрокидывания грузоподъемной машины. В связи с этим на каждом предприятии должны быть разработаны способы правильной строповки типичных для данного производства грузов. Так, на рис. 7.12 показаны способы безопасной строповки бурового оборудования.
Кроме заранее подготовленных и испытанных стропов применяют способы завязывания узлов (рис. 7.13), которые под действием массы фуза затягиваются и остаются неизменными, а при необходимости легко развязываются.


В процессе выполнения вышкомонтажных и погрузочно-разгрузочных работ необходимо проводить ежедневные (перед началом работы) и периодические осмотры съемных грузозахватных приспособлений, но не реже, чем:
• через каждые шесть месяцев для траверс;
• через один месяц для клещей, других захватов и тары;
• через каждые 10 дней для стропов (за исключением редко используемых).
Результаты осмотра съемных грузозахватных приспособлений должны записываться в журнал учета и осмотра.

При такелажных и вышкомонтажных работах применяют разъемные концевые крепления стальных канатов для различных приемов работ: зажимы канатов по ОСТ 24.090.51-80 (рис. 7.14; табл. 7.19); зажимы канатов по ТУ 34-2230-75 (рис. 7.15; табл. 7.20); зажимы канатов по ТУ 36-1839-75 (рис. 7.16; табл. 7.21).
Для обеспечения надежного закрепления концов каната в петли (или при сращивании) необходима постановка требуемого числа зажимов (не менее трех) с шагом установки не меньше шести диаметров закрепляемого каната.