Способ Хоганаса


Этот способ был предложен Снурином в 1911 г.; он включает следующие операции: богатые концентратом руды закладывают в керамические муфели вместе со слоем извести, смешанной с коксовой пылью; муфели нагревают в кольцевой печи, аналогичной печам, применяемым для обжига красного кирпича при 1200° С, в течение примерно 8 дней.
Готовое губчатое железо имеет вид достаточно прочного пористого пирога; благодаря добавке извести загрязнения серой не происходит; наоборот, вo многих случаях содержание серы оказывается ниже, чем в исходной руде. Большая часть необходимого тепла получается в результате сгорания окиси углерода, образующейся при восстановлении руды; поэтому расход светильного газа, применяющегося при отоплении, невелик.
В муфели вводят некоторый избыток коксовой мелочи, что необходимо для предотвращения окисления продукта; остаток коксовой мелочи расходуется для следующей порции концентрата; общий расход коксовой мелочи составляет примерно 700 кг/т железа.
Производительность печи зависит от теплопроводности стенок муфеля, его загрузки и величины поверхности.
Печь в 35000 муфелей имеет объем около 30000 м3 всего и 25000 м3 полезный; суточная производительность ее 70 т, т. е. 4 кг на 1 м2 обогреваемой поверхности муфеля (общая поверхность всех муфелей 17500 м2).
Восстановлению подвергается исключительно чистый концентрат лапландской руды, содержащей 71,5% Fe; в губчатом железе содержится 97% Fe и больше, примерно 0,1% С и 1,6% пустой породы; степень восстановления обычно 96%, что отвечает содержанию 1% O2 в виде закиси.
Получаемая губка применяется для переплавки на качественные стали; в последнее время губку применяют также и в металлокерамическом производстве; в этом случае восстановленная губка после размола подвергается магнитной сепарации и дополнительному восстановлению
К числу недостатков процесса следует отнести малую производительность печей, недостаточную механизацию процесса, ограниченную стойкость муфелей.
Из сказанного следует, что ни один из рассмотренных способов не может применяться в широких масштабах вследствие очень низкой производительности установок.
Каково же значение процессов прямого восстановления в промышленности и каковы его перспективы?
Несмотря на все перечисленные недостатки способов прямого получения железа из руд, применение их может быть целесообразным в следующих случаях:
1) для производства металла особых качеств;
2) при переработке некоторых сортов комплексных руд;
3) при производстве металла для нужд порошковой металлургии (однако для этой цели большинство из рассмотренных способов непригодно).
Таким образом, процесс прямого восстановления железа из руд может иметь, очевидно, лишь весьма ограниченное применение и его нельзя рассматривать как процесс, который рано или поздно придет на смену доменной плавке.
Что же касается применения прямого восстановления железа из руд как подсобного процесса при получении чугуна и как процесса, дающею для доменной плавки полупродукт, что позволяет снизить расход дорогостоящего горючего, то такой процесс может получить в будущем широкое развитие.