title-icon
Яндекс.Метрика

Получение чугуна в низкошахтных печах


В последнее время в связи со стремлением использовать для выплавки чугуна из руды низкосортные виды топлива стали применять низкошахтные печи.
В литературе имеются некоторые данные о работе следующих низкошахтных печей для выплавки чугуна.
а. Печь на заводе фирмы Клокнер-Гумбольдт-Дойц близ Кельна (Западная Германия). Высота печи 4,2 м при площади поперечного сечения 0,36 м2; расстояние от плоскости фурм до колошниковой площадки 2,5 м.
Печь работала на рудно-угольных брикетах. Время пребывания шихты в печи составляло 1,5—2 часа. Чугун выплавлялся примерно следующего состава: 3,3% С; 2.8% Si. 0.2— 1,8% Mn. Шлак при лом содержал: 29,3% SiO2; 18,5% Al2O3; 44,3% СаО; 2,4% MgO; 2,5% S.
О производительности печи нет данных; удельный расход горючего был очень высок и достигал двух весовых единиц на единицу чугуна.
б. Печь на заводе Фан-Ролл в Герлафингене (Швейцария). Печь была построена специально для проведения опытных плавок, целью которых было выяснить вопрос о возможности применения лигнита (сорт бурого угля) в качестве горючего при выплавке чугуна.
Высота печи 2,7 м. В печи было получено около 100 т чугуна, содержавшего 3,8-4,5% С; 0,5—2,0% Si; 2,0—4,0% Mn; 0,07—0,1% Р; 0.01—0,05% S.
Печь работала на дутье, обогащенном кислородом, с концентрацией последнего 40—45%; на одну тонну чугуна затрачивалось 720 м3 кислорода. Расход лигнита на 1 г чугуна составил 2995 кг.
в. Печь в Тросберге (Бавария). Эта печь была построена при азотнотуковом заводе с целью утилизации кислорода, получающегося в качестве побочного продукта.
Печь представляет собой цилиндрическую шахту высотой 7,0 м, высота шахты над плоскостью фурм 4677 м (рис. 278).

Печь проплавляла обожженный шпатовый железняк, содержавший 41% Fe; 14% СаО, 3% MgO; 7% SiO2; 4% Al2O3 и 2% Mn. В качестве горючего применялся обычный рурский кокс с различной крупностью кусков. Концентрация кислорода в дутье составляла 36—55%, давление дутья не превышало 0,2 ати. Температура колошника колебалась в пределах 150—300° С.
Наилучшие результаты были достигнуты при работе на сортированном коксе, не содержавшем мелочи, с крупностью кусков 25—40 мм.
В этих условиях было достаточно иметь высоту шихты над плоскостью фурм всего лишь 1,5—2,0 м, для того чтобы понизить температуру колошника до 120°.
В этот период работы время пребывания шихты составляло 1.25 часа при расходе влажного кокса 1330 кг на 1 т чугуна.
На обычной доменной печи, проплавлявшей те же руды на атмосфер ном дутье, расход кокса составлял 910 кг, перерасход кокса на низкошахтной печи объяснялся следующими причинами: а) отсутствием подогрева дутья (перерасход кокса около 140 кг на 1 т чугуна); б) ухудшением косвенного восстановления (перерасход кокса ориентировочно 170 кг на 1 г чугуна), в) увеличением потерь тепла в атмосферу. Получавшиеся чугуны и шлаки имели обычный состав. О суточной производительности точных данных нет, по-видимому, при хорошем коксе производительность печи может быть доведена до 70 т в сутки (к. и. п. о. — около 0,2).
При содержании в дутье 50—55% О, получался колошниковый газ, содержавший 17°/о CO2; 48°/о CO и 1% H2 с теплотворной способностью 1475 ккал/нм3. В обычной доменной печи, проплавлявшей такую шихту, получался колошниковый газ, содержавший 14% CO2 и 25% CO.
На этой же печи выплавлялся 30—45%-ный феррохром при расходе влажного кокса 2150 кг/т и силикохром состава 46% Cr, 10% Si, 5% С при расходе кокса 3500 кг.
г. На заводе Угре близ г. Льежа (Бельгия) строится эллиптическая низкошахтная печь сечением 2,925х1.2 м; высота печи от плоскости фурм до уровня засыпи 4,95 м. Проектная производительность печи 60 т/сутки при обычном нагретом дутье.
Как видно из вышеизложенного, имеющийся опыт выплавки чугуна в низкошахтных печах еще слишком недостаточен для того, чтобы вынести определенное суждение о целесообразности их применения. Несомненно, однако, что в низкошахтных, печах должно применяться дутье, обогащенное кислородом; только в этом случае можно избежать больших потерь тепла с отходящими газами.
Кроме того, для успешного решения проблемы применения низкосортных видов топлива при выплавке чугуна, по-видимому, недостаточно ограничиться лишь резким снижением высоты шахты, наряду с этим необходимо существенно видоизменить всю технологию доменного процесса.