title-icon Статьи о ремонте
title-icon
» » Механизмы, применяемые при работах у горна

Механизмы, применяемые при работах у горна

Для выпуска чугуна и шлака из горна доменной печи легочные отверстия необходимо пробивать перед выпуском и забивать после выпуска. Особенно важное значение имеют работы, связанные с выпуском чугуна, так как неправильное проведение этих работ может повлечь за собой различные тяжелые аварии.
Долгое время работы по вскрытию и закрытию чугунной летки производились вручную. Леточный канал, имевший длину, равную толщине кладки, пробивался ломом, который забивался в летку ударами тяжелого молота. Такая работа является очень трудной, поскольку длина леточного канала достигает 2 м и более. В настоящее время летка пробивается исключительно при помощи механизмов; машин для бурения летки и машин для пробивки летки.
Машина для бурения летки просверливает леточный канал при помощи бура, приводимого во вращение электромотором; когда бур дойдет до раскаленной спекшейся корки, бурение прекращается и корка пробивается пневматическим молотком. Существуют пневматические молотки разных типов; наиболее распространен молоток системы Костина (рис. 239).

Управление молотком системы Костина производится со стороны, вследствие чего не требуется присутствие рабочих у летки в момент ее пробники.
В последнее время Костиным сконструирован комбинированный механизм для пробивки летки, совмещающий функции бурильной машины и пробивного молотка — буромолот. В проектах предусматривается оснащение этим механизмом всех вновь сооружаемых доменных печей.
Леточный канал в старинных доменных печах закрывался вручную; это не представляло больших трудностей, так как футеровка в районе летки не подвергалась сильному разъеданию вследствие работы на кислых, недостаточно прогретых шлаках. После перехода к нагретому дутью, а также после применения вместо древесного угля кокса (что потребовало значительного увеличения основности шлака) огнеупорная кладка в районе чугунной летки стала очень быстро разгорать. Поэтому при закрытии чугунной летки требовалось не только закупорить леточный канал (что было не трудно), но и восстановить разъеденную во время выпуска футеровку в районе чугунной летки. Поэтому закрытие чугунной летки требовало остановки доменной печи, во время которой в леточный канал для восстановления футеровки вручную проталкивалась в большом количестве глина. В начале текущего столетия для подачи в летку глины стали применять специальную машину — «пушку» (рис. 240).
Глина проталкивается в летку посредством поршня 4, двигающегося п цилиндре 5. Движение поршня в цилиндре для глины происходит за счет силы пара; цилиндр 2 с поршнем Д, приводимым в движение силой пара, расположены рядом; оба поршня насажены на один и тот же шток 3. Поворотом рукоятки вручную вправо или влево пар через золотник 1 направляется в ту или другую сторону, заставляя поршень Л двигаться то вправо, то влево и соответствующим образом передвигать поршень 4. Глина забрасывается в цилиндр 5 и при движении поршней вправо проталкивается в летку через носок 6.
Одноцилиндровая пушка обладает весьма существенным недостатком, заключающимся в том, что в самый ответственный момент закрывания летки, когда из нее вырывается пламя, рабочий должен находиться у пушки, подвергаясь действию высокой температуры и опасности получения ожогов. Кроме того, при закрывании чугунной летки одноцилиндровой пушкой приходится на несколько минут почти полностью прекращать подачу дутья. Поэтому одноцилиндровая пушка для закрытия летки в настоящее время уже не применяется и заменена двухцилиндровой пушкой, которая постепенно вытесняется электропушкой.
Двухцилиндровая пушка подается к летке механически, после того как повернут соответствующий рычаг, находящийся на пульте управления (расположен в стороне от печи). Наличие двух цилиндров дает возможность подавать в летку за один прием достаточно большое количество глины и тем самым закрывать летку на полном дутье. Однако и этого количества глины недостаточно для полного восстановления размытой в районе чугунной летки футеровки. Поэтому после закрытия летки приходится работать поршнями, прогоняя в летку глину; в этом случае рычагами двигательных цилиндров управляет рабочий, находящийся непосредственно у пушки. В этом заключается большой недостаток двухцилиндровой пушки.
Глина проталкивается в летку тем же способом, что и в одноцилиндровой пушке; отличие двухцилиндровой пушки от одноцилиндровой заключается в том, что двухцилиндровая пушка имеет второй верхний цилиндр больших размеров и подводится к летке автоматически.
Общее устройство двухцилиндровой пушки показано на рис. 241.

Как правило, двухцилиндровая пушка работает при помощи сжатого воздуха, давление которого должно быть не менее 6 ат; однако в некоторых случаях применяется также и пар, но его давление должно быть значительно больше, не менее 12 ати (следует учитывать конденсацию пара).
Электрическая пушка лишена недостатков двухцилиндровой пушки Устройство электропушки УЗТМ показано на рис. 242, 243 и 244. Электропушка подвешена к кронштейну 9, который опирается на колонну 7 и миожет вращаться вокруг нее на некоторый угол. Работа пушки происходил следующим образом. После выпуска цилиндр 2 для глины емкостью 0,285 м3 освобождается от остатков глины. Заполнение цилиндра свежими порции ми легочной массы производится через рабочие люки за 30—40 мин. до выпуска. Перед закрытием летки включаются рубильники силовой и вспомогательных цепей. Для закрытия летки нажимается кнопка поворотного механизма; этот механизм состоит из мотора 10 и приводимого им во вращение редуктора 8, от которого вращение передается кронштейну 9. Пушка подводится и прижимается к летке и удерживается в таком положении до копии забивки следующим образом. Мотор механизма прижима 13 через редуктор 11 передает вращательное движение винту, находящемуся в корпусе 14. Этот винт ввинчивается в бронзовую гайку, укрепленную в тележке 17, которая катается в направляющих лафета 12, шарнирно соединенного с кронштейном 9. Тележка движется до тех пор, пока носок пушки 1 не займет. нужного положения в футляре. Для предотвращения возможности отхода назад лафета 12 при проталкивании глины в летку имеется защелки 15, которая в момент подхода лафета к своему крайнему положению у печи заскакивает за скобу кронштейна, укрепленного на кожухе горна.


Перед отводом пушки назад при нажатии соответствующей кнопки защелка 15 под действием электромагнита 16 поднимается и освобождает прижим от сцепления с кожухом.
После окончания работы прижимного устройства включается мотор 6. Этот мотор через дисковую муфту 5 приводит в движение редуктор, находящийся в кожухе 4; от редуктора вращение передается гайке, насаженной на винторезный шток, находящийся в кожухе 3. При вращении гайки винторезный шток получает поступательное движение и проталкивает вперед поршень, который, в свою очередь, толкает глину в леточный канал.
Устройство винторезного штока показано на рис. 244. При помощи шестеренных колес 1 и 2 приводится во вращение гайка 3. насаженная на винт 4—6. Последний при поступательном движении вперед толкает поршень 5. Обратный ход поршня осуществляется изменением вращения мотора в обратную сторону.
Отвод пушки чугунной летки в первоначальное положение производится следующим образом. При помощи электромагнита поднимается защелка 16 (рис. 242), включается с вращением в обратную сторону мотор прижима 13 и тележка 17 с подвешенной к ней пушкой откатывается назад. После этого нажатием кнопки «назад» включается мотор поворотного механизма с вращением в обратную сторону и кронштейн 9 вместе с пушкой отходит от летки.

Закрыть шлаковую летку значительно легче, чем чугунную, так как в этом случае требуется лишь закупорить небольшое отверстие в шлаковой фурме при помощи металлической пробки, насаженной на длинную железную рукоятку.
До самого последнего времени эта работа выполнялась вручную и требовала не физических усилий, а ловкости и способности выдерживать в течение нескольких минут высокую температуру.
Долгое время попытки применить для закрывания шлаковой летки механически действующий стопор не увенчивались успехом вследствие громоздкости применяемых конструкций; кроме того, пробки загонялись в летку с большой силой, отчего фурмочки часто разбивались.
В настоящее время на отечественных заводах применяются удовлетворительно работающие шлаковые стопоры нескольких конструкций.
Ha рис. 245 показан шлаковый стопор системы инж. Карташевского. Шлаковый стопор другой системы показан на рис. 246.



title-icon Подобные новости