title-icon
Яндекс.Метрика
» » Общие замечания об уборке продуктов плавки

Общие замечания об уборке продуктов плавки

Суточная производительность старинных доменных печей не превышала нескольких тонн в сутки и часто опускалась до одной тонны и даже меньше. Поэтому работа по уборке чугуна не представляла большой трудности. Очень часто чугун прямо из доменной печи поступал на различные отливки (например, на отливку пушек и ядер). Чугун, предназначавшийся для передела в железо, отливали в длинные полосы или в диски. В этом случае жидкий чугун поступал в довольно глубокие круглые ямы. Снаружи чугун поливался водой, чтобы ускорить застывание; после этого образовавшаяся корка, имевшая форму диска, убиралась.
Шлак выпускался на специальную шлаковую площадку, выложенную плитами, после остывания дробился ломом на куски и вывозился в отвал на тачках или в телегах.
Общие замечания об уборке продуктов плавки

Значительное увеличение суточной производительности доменных печей, начавшееся в основном со второй четверти XIX в., потребовало изменения способов разливки и уборки чугуна и шлака. Чугун стали разливать по всей территории литейного двора в специальные изложницы или песчаные формы, в которых он застывал; получались продолговатые чугунные плитки весом 3—5 пудов, называвшиеся чушками или свинками. Эти чушки вынимались из песчаных форм вручную. Для уборки шлака стали применять специальные коробки; после застывания в них шлака коробки грузились в вагонетки и отвозились на шлаковый отвал. Постепенно был разработан специальный тип шлаковой вагонетки, которая подставлялась под желоб для жидкого шлака и отвозилась на свалку после наполнения. Одна из таких шлаковых вагонеток показана на рис. 232. Она состоит из днища, установленного на двух скатах; на днище установлена коробка с коническими стенками. После застывания шлака вагонетка отправлялась на свалку, там крышка поднималась при помощи крана, а шлаковый пирог сталкивался с вагонетки.
Когда жидкий чугун непосредственно из доменного цеха стал передаваться для передела в бессемеровский или мартеновский цехи, для перевозки чугуна стали употребляться ковши, представляющие собой установленные на тележки чаши. В такую чашу помещалось около 10 т чугуна.
Для удобства наполнения ковшей литейный двор, где проходили желоба, а также и самую доменную печь стали поднимать над уровнем заводского пола. Так возникло современное устройство литейного двора. В связи с ростом производительности доменных печей емкость чугуновозных ковшей была увеличена и теперь она составляет 80—300 т. Шлак, так же как и чугун, из доменной печи поступает теперь в ковши, но устроены они иначе, чем ковши для чугуна.


На рис. 233 представлен разрез через литейный двор второй типовой печи. Литейный двор представляет собой продолжение рабочей площадки у горна и служит для размещения желобов, по которым жидкие продукты плавки — чугун и шлак — направляются к ковшам.
В левой части рисунка расположены желоба для протекания металла, а в правой — для шлака. Эти желоба расположены над железнодорожными путями, где устанавливаются чугуновозные и шлаковозные пути. Литейный двор перекрыт крышей и оборудован мостовым краном.
План литейного двора второй типовой печи показан на рис. 234. Квадратики означают расположение бункеров для хранения заправочных материалов (леточной массы, глины, песка, коксика). На этом же рисунке показан план расположения желобов для чугуна и шлака. Желоба отливаются из чугуна, и устройство их не требует особых пояснений.

На рис. 235 показано устройство главного желоба, куда чугун попадает непосредственно из доменной печи. От главного желоба 1 отходит шлаковый желоб 2, причем отвод сделан так, что дно желоба для шлака значительно выше дна главного желоба. Непосредственно за шлаковым желобом устанавливается разделительная плита 3, которая глубоко опускается в главный желоб, так что между дном желоба и краем плиты остается лишь небольшой проход. Чтобы предохранить плиту от разъедания жидким чугуном, ее футеруют кирпичом. На некотором расстоянии от разделительной плиты 3 устанавливается перевал 4. Он служит для того, чтобы создать подпор чугуна и закрыть расплавленным металлом отверстие между нижним краем плиты и дном желоба через перевал. Чугун может переливаться лишь в том случае, если его уровень поднимается выше верхней кромки перевала. Уровень шлаковой канавы делается выше перевала.
Такое устройство обеспечивает отделение чугуна от шлака; шлак легче чугуна, он плавает на его поверхности и не в состоянии проникнуть за плиту, так как отверстие между плитой и шлаком всегда заполнено жидким чугуном.
Для перебивания струи жидкого металла или шлака во время выпуска над желобами в нескольких местах устраиваются отсечные лопаты-карбы.
Чтобы обеспечить быстрое стекание чугуна и шлака, желоба устанавливают с некоторым уклоном: у желобов для протекания металла уклон 6— 7%, у желобов для шлака — 6—8%. Уклон желобов для шлака непосредственно у шлаковой летки бывает значительно больше и доходит до 20—30%. Это возможно потому, что эти летки расположены значительно выше чугунной летки, и. необходимо для хорошего стенания густого шлака.

Почти на всех наших доменных печах протекающие по желобам жидкий чугун и шлак поступают в чугуновозные и шлаковозные ковши. Разливка чугуна в формы на литейных дворах у печей теперь не производится, за исключением нескольких малых печей, а также некоторых печей, выплавляющих ферромарганец или ферросилиций.
Наибольшее распространение у нас имеют ковши емкостью 80—100 т. Общий вид такого чугуновозного ковша показан на рис. 236. Чугуновозный ковш состоит из собственно ковша (чаши) и тележки. Чаша ковша имеет слегка коническую форму и состоит из прочного кожуха (из железных листов) и огнеупорной футеровки (из шамотного кирпича) внутри этого кожуха. К кожуху чаши прикреплены цапфы, при помощи которых чаша опирается на тележку, а также упоры, необходимые для опрокидывания ковша при разливке из него чугуна на разливочной машине; этими упорами ковш опирается на стойки разливочной машины при наклонении его в момент разливки.
Тележка чугуновозного ковша представляет собой массивную, отлитую из стали раму, снабженную четырьмя парами колес и приспособлением для автоматической сценки.

Часто применяются также чаши грушевидной формы (рис. 237). Уменьшение отверстия, а также наклонное положение верхних стенок ковша, вследствие чего происходит излучение тепла от этих стенок на поверхность чугуна, способствует уменьшению потерь тепла, сокращает образование чугунных настылей в горловине ковша.
Нa рис. 238 показан типовой шлаковозный ковш Стальпроекта. Чаша ковша отливается из стали, внутренняя футеровка отсутствует. Тележка шлаковозного ковша по своей конструкции аналогична тележке чугуновозного ковша, но делается менее массивной.

Для опрокидывания чаши на тележке шлаковоза устанавливается электромотор с редуктором. Опорное колесо чаши скреплено с двумя зубчатыми колесами, расположенными одно против другого. При помощи этих колес чаша опирается на зубчатую рейку, лежащую на тележке шлаковоза. Вращение от мотора посредством редуктора передается правому зубчатому колесу. Это колесо, упираясь в зубцы рейки, поворачивает раму и укрепленную на раме чашу и придает ей наклонное положение. Мотор шлаковозного ковша питается электротоком посредством гибкого провода, включаемого в электрическую сеть в том месте, где производится опрокидывание ковша.
Емкость чаши шлаковозного ковша 11 м3; вновь выпускаемые шлаковозы будут иметь емкость 16 м3.
В случае необходимости замены или ремонта чаша снимается с тележки краном за проушины.

title-icon Подобные новости