Как облегчить труд кузнеца свободной ковки


Долгое время труд кузнеца был очень тяжелым, особенно когда еще не было ни молотов, ни прессов, ни других подобных машин. С появлением молотов, однако, отпала необходимость только в молотобойце, а труд самого кузнеца и его подручных не только не облегчился, а в некоторых случаях сделался еще более тяжелым, так как на молотах стали ковать более тяжелые поковки.
Совершенно иначе обстоит дело теперь, когда имеется большое количество весьма разнообразных машин, механизмов и приспособлений, позволяющих облегчить труд кузнеца и его бригады, а часто полностью освободить их от физического труда.
Для проведения ковки необходимо доставить заготовку (или слиток) к печи, загрузить ее в печь, после нагрева — выгрузить, затем передать к молоту или прессу и в процессе ковки удерживать, перемещать и поворачивать заготовку в нужную сторону. При ковке мелких поковок все эти операции нетрудно выполнить, удерживая заготовку в клещах. Иногда клещи подвешиваются на цепи к монорельсу, имеющему подвижную тележку. При ковке крупных и средних поковок применяются подъемные краны, манипуляторы, шаржир-машины и др. Эти машины и механизмы не только облегчают работу кузнеца, но и повышают производительность труда.
Если поковки или заготовки передаются всегда в одном направлении, то для ускорения и для облегчения труда рабочего можно применить монорельс. Это — балка фасонного профиля (рельс, тавр и т. п.), укрепленная на двух опорах на определенной высоте. По балке на роликах перемещается тележка, к которой подвешена цепь с закрепленным на ней захватным устройством. Перемещение тележки и подъем груза могут осуществляться с помощью электродвигателей, что повышает производительность и облегчает труд рабочих.

В кузнечных цехах чаще всего встречаются подъемные краны двух типов: консольно-поворотные (поворотная стрела) и мостовые. Первые применяются при ковке ка молотах и обслуживают круговую площадь или сектор, ограниченные длиной стрелы. Мостовые краны могут обслуживать любой участок цеха, находящийся в пределах расположения подкрановых путей. Они применяются в основном при ковке крупных поковок под прессами.
Три основные движения консольно-поворотного крана — подъем, поворот и передвижение тележки по стреле — могут выполняться вручную либо с помощью электродвигателей. На фиг. 112 показана схема электрофицированного крана. Он имеет вращающуюся колонну или остов 2, на которой укреплена поперечина или стрела 3. Вдоль поперечины может перемещаться тележка 7. Это перемещение осуществляется с помощью электродвигателей 8 и канатов 6. На тележке имеются блоки 5, через которые перекинут канат, служащий для подъема крюка с грузовой цепью 4. Один конец каната закреплен на краю стрелы, а другой наматывается на барабан 9, связанный передачей с электродвигателем 10. Поворот крана осуществляется электродвигателем 1 через систему шестерен.

Описанный кран значительно повышает производительность труда и облегчает работу кузнечной бригады. Он служит не только для передачи заготовок от печи к молоту, но и для удержания и манипулирования поковкой в процессе ковки. Для удержания и перемещения заготовки применяются различные приспособления: захваты, вилки, клещи и т. д. Эти приспособления подвешиваются к крану на грузовой цепи.
Мостовые краны применяются для загрузки, выгрузки и переноса от печи к молоту или прессу крупных заготовок (слитков), а также для удержания и манипулирования заготовкой в процессе ковки. С этой целью краны снабжаются специальным приспособлением—кантователем (фиг. 113). При ковке заготовку нужно в основном поворачивать вокруг своей оси, т. е. кантовать. Кантователь подвешивается на крюк мостового крана. Он имеет блок, через который перекинута бесконечная цепь, и электродвигатель, приводящий в движение цепь (фиг. 114). Эта цепь охватывает слиток или патрон, который удерживает слиток. С помощью электродвигателя цепь подтягивается в ту или иную сторону, благодаря чему поворачивается слиток. Управление кантователем производится из будки крановщика. Кран перемещается вдоль цеха по подкрановым путям с помощью электродвигателя и системы передач. Поперечное перемещение груза (вдоль по крану) осуществляется за счет движения тележки, имеющей электродвигатель с передачей.

Загрузочные машины применяются для загрузки печей и для транспортировки слитка от печи к молоту или прессу.
В производстве их называют шаржирмашинами. Они бывают двух типов: на рельсовом ходу и безрельсовые. Безрельсовые имеют три колеса: два спереди и одно сзади. Такие машины обладают большой маневренностью. Они разгружают кран или другой механизм, обслуживающий пресс,или молот в процессе ковки, однако применение их может быть оправдано лишь при ковке крупных поковок в цехах с большой производительностью.
Кузнечные манипуляторы — это сложные машины, которые производят захват поковки и все движения (манипуляции), необходимые при ковке. Такие машины передвигаются по рельсам или непосредственно по полу Грузоподъемность их бывает в пределах от 2 до 50 г и выше. Стоимость манипулятора сравнительно высокая, и применение его может быть оправдано только при ковке тяжелых (более 200—300 кг) поковок. Например, при ковке крупных деталей тепловоза с применением манипулятора себестоимость поковки может быть снижена вдвое. Посредством манипулятора производятся следующие простые движения: захват поковки; вращение поковки; перемещение поковки вперед и назад, вверх и вниз, влево и вправо.

На фиг. 115 показан общий вид манипулятора. Ходовая тележка 1 манипулятора перемещается по рельсам. Движение тележки обеспечивает перемещение поковки вперед и назад. На тележке укреплена рама 2. Последняя представляет собой жесткую металлоконструкцию, к которой подвешен хобот с захватными клещами 3. Перемещение поковки вверх и вниз достигается путем подъема и опускания хобота, подвешенного на блоках. Вращение поковки осуществляется шестеренной передачей от электродвигателя к хоботу.
До недавнего времени манипуляторы применялись только при ковке на прессах, так как удары и сотрясения при ковке на молотах затрудняли их работу. В настоящее время, благодаря применению специальных амортизационных устройств, манипуляторы широко применяют при ковке на тяжелых молотах. Например, в кузнице Уралмашзавода манипуляторы обслуживают 5-тонные молоты, а на Челябинском тракторном заводе — 15-тонные.

Приспособления, облегчающие труд кузнеца. При ковке под прессами крупные слитки удерживаются с помощью патрон а (фиг. 116). В слитке со стороны прибыльной части оттягивается хвостовик (цапфа), который вставляется в отверстие головки патрона 1. Головка укреплена на штанге 2, которую охватывает цепь крана 3. С противоположной стороны для уравновешивания укреплены грузы 4. Цепь приводится в движение кантователем, при этом штанга патрона, вращаясь, поворачивает и слиток.
Клещи-вилка, применяемые для загрузки заготовок в печь и выдачи их из печи, могут быть также использованы и для манипулирования поковкой при ковке.
При изготовлении пустотелых поковок типа барабанов, втулок) колец и т. п. одной из наиболее трудоемких и ответственных операций является раскатка на оправке. Обычное приспособление для раскатки состоит из двух стоек и цилиндрической оправки, свободно опирающейся на стойки (в производстве их называют коньками). Стойки или коньки устанавливаются без закрепления на плите под молотом или прессом. Установки и съем стоек очень трудоемкая операция, требующая много времени и физического напряжения. Во время работы стойки могут сместиться относительно оси бойка и потому нужно периодически подправлять их, возвращая в первоначальное положение. На это также непроизводительно тратятся время и силы.
На Кировском заводе в Ленинграде применено очень удобное приспособление для раскатки (фиг. 117). К плите 1 с двух сторон привариваются кронштейны 2 с отверстиями.
К кронштейнам с помощью осей 3 крепятся коньки 4. В рабочем положении коньки опираются основанием на плиту, а оси лишь фиксируют их положение. В нерабочем положении коньки вращением вокруг осей разводятся в стороны, освобождая поверхность плиты для других операций.
Как облегчить труд кузнеца свободной ковки