title-icon
Яндекс.Метрика
» » Конструкции эксцентриковых узлов

Конструкции эксцентриковых узлов

Эксцентрик является наиболее напряженным узлом дробилки, определяющим ее работоспособность. Конструкция эксцентрикового узла большинства дробилок иностранных фирм идентична. На рис. 61 показан эксцентрик конусной дробилки «Супериор» фирмы «Аллис-Чалмерс». Эксцентрик состоит из стального корпуса с напрессованным коническим зубчатым колесом и плоского опорного подпятника. Внутренняя расточка корпуса выполнена с угловым эксцентриситетом относительно наружной поверхности и определяет траекторию движения оси подвижного конуса. Зубчатое колесо может располагаться сверху или снизу относительно шестерни приводного вала, что предопределяет способ монтажа эксцентрика. В мировой практике получили распространение эксцентрики с нижним расположением зубчатого колеса, характерные для дробилок с боковой разгрузкой. С появлением дробилок с центральной разгрузкой большинство фирм сохранило принятую конструкцию эксцентрикового узла. Верхнее положение зубчатого колеса позволяет монтировать эксцентрик посредством крана и принято Уралмашзаводом и фирмами «Телсмит» (США) и «Пегзон» (Англия).
Представляет известный интерес эксцентрик конструкции Мак-Лауда, в которой зубчатое колесо сопрягается с корпусом посредством шлицевого соединения и имеет независимые опоры скольжения, что исключает влияние значительных радиальных зазоров в эксцентриковом узле на работу зубчатого зацепления.
Конструкции эксцентриковых узлов

Внутренняя и наружная рабочие поверхности эксцентрика воспринимают значительные радиальные нагрузки и выполняются по типу опор скольжения или качения. Последние имеют ограниченное применение в крупных машинах. Для заливки эксцентрика применяется высококачественный баббит. Внутренняя расточка эксцентрика имеет круговую баббитовую заливку, а наружная заливается по дуге 240—270°. Неполная заливка баббитом наружной поверхности улучшает условия прокачки масла и выполняется в случае, когда равнодействующая инерционных сил эксцентрика и дробящего конуса на холостом ходу прижимает эксцентрик «толстой» стороной к втулке станины. При соотношении инерционных сил, вызывающих на холостом ходу контактирование эксцентрика «тонкой» стороной, применяется круговая заливка наружной поверхности, а необходимое сечение для прохода масла обеспечивается увеличением диаметрального зазора или выполнением специальных каналов.
Радиальные зазоры эксцентрика (особенно в сопряжении с валом подвижного конуса) достигают 3—5 мм и значительно превосходят зазоры, рекомендуемые для подшипников жидкостного трения. Принятые зазоры должны обеспечивать обильную смазку эксцентрика, которая служит одновременно его охлаждением. Фирма «Аллис-Чалмерс» вместо баббитовой заливки поверхностей трения эксцентрика применяет сменные бронзовые втулки. Отечественная практика и большинство иностранных фирм отдают предпочтение баббиту, который обладает большей пластичностью и «прирабатываемостью» в условиях кромочных контактов.
Рядом фирм предпринимались попытки повысить работоспособность эксцентрикового узла за счет исключения перекоса подшипниковых опор. В дробилке фирмы «Кеннеди» корпус эксцентрика имеет сферический шарнир и промежуточный стакан. Это позволяет самоустанавливаться внутренней и наружной опорам. Внутренняя опора зафиксирована от вращения относительно корпуса специальными болтами.

Фирма «Трейлор» вместо разъемного корпуса эксцентрика со сферой применила неразъемный корпус с промежуточным стаканом (рис. 62). Промежуточный стакан позволяет фиксировать положение реакции эксцентрика за счет самоустановки хвостовика вала подвижного конуса внутри промежуточного стакана. Профильная часть хвостовика вала входит в соответствующий паз промежуточного стакана, чем осуществляется взаимная фиксация этих деталей, не препятствующая их самоустановке.
Вторым направлением повышения работоспособности эксцентрикового узла является применение подшипников качения вместо опор скольжения. Французская фирма «Баббитлесс» длительное время изготовляет дробилки с применением подшипников качения. Корпус эксцентрика у этих дробилок выполнен из двух частей с горизонтальным разъемом для обеспечения доступа к внутреннему сферическому подшипнику. Конструкция внутреннего подшипника допускает перекос обойм, равный углу гирации подвижного конуса, что исключает возможность установки сдвоенных подшипников для увеличения грузоподъемности внутренней опоры без введения дополнительного шарнирного элемента. Эксцентрик смазывается густой смазкой один раз в три месяца и является монтажной единицей. В целом эксцентриковый узел дробилки фирмы «Баббитлесс» сложен, требует повышенной точности изготовления и сборки сопрягаемых деталей.
Шведская фирма «Маргардсхаммар» применяет подшипники качения в дробилках 600 и 900, сохранив неразъемную конструкцию корпуса эксцентрика. Французская фирма «Нейре» применила комбинированный эксцентрик, в котором внутренняя опора выполнена по типу скольжения, а наружная — на подшипниках качения. Такая комбинация подшипников позволяет получить достаточно компактную и технологичную конструкцию.
Существенным недостатком конструкций эксцентриковых узлов на подшипниках качения является высокая стоимость необходимых крупногабаритных подшипников и однократность их использования при эксплуатации, в то время как периодическая местная наплавка поврежденной баббитовой заливки не представляет значительных трудностей. По указанным причинам эксцентрики на подшипниках качения не получили широкого распространения, несмотря на значительное количество предложенных конструкций.

title-icon Подобные новости