» » Южноуральская AC

Южноуральская AC

Экспертизы, проведенные Госкомприродой СССР и Госпланом СССР, отметили недостаточную изученность разрывных структур на стройплощадке Южно-Уральской АЭС и их возможную связь с крупнейшими разрывными нарушениями района, в частности с Сосьвинско-Коневским разломом. Возникла необходимость проведения специальных комплексных (геологических, геофизических и геодезических) исследований по выявлению, характеристике и оценке современной подвижности разрывов на этой площадке и по ее периферии.
Согласно современным нормам проектирования сейсмостойких атомных станций, район строительства имеет радиус до 100-200 км, пункт строительства — около 10-15 км, а промплощадка строительства — примерно 3x3 км.
Общая структурногеоморфологическая характеристика рассматриваемого района, расположенного на сочленении Южного и Среднего Урала (рис. 5.30), включала, во-первых, уточнение стиля новейших структур в разных его частях, а во-вторых, установление общих черт неоструктурного положения пункта строительства. Кроме того, важно было определить степень унаследованности древних (геосинклинальных) структур новейшими (орогеническими), чтобы оценить вероятность обновления крупнейших древних разрывных структур. При этом районирование и выявление линеаментов (с помощью дешифрирования аэрокосмических материалов и анализа горизонтального расчленения рельефа) осуществлялось в масштабе кондиционных геологических съемок (1:200 000). Это позволяет надежнее сопоставлять новейшие структуры с более древними, которые анализируются в фиксистском и мобилистском вариантах.

Материалы и результаты неоструктурного районирования позволяют определить общие черты неоструктурного положения пункта и площадки строительства Южно-Уральской АЭС. Пункт строительства (а следовательно, и находящаяся в его пределах площадка) расположен за пределами неотектонически активной территории Уральского новейшего орогена. Он находится в средней части неотектонически стабильной Зауральской субплатформенной области, которая в основном только флексурами разделена на крупные (региональные) структурные ступени. Большая центральная часть пункта строительства приурочена к Мехлинской структурной ступени шириной 10-20 км и протяженностью более 150 км. Площадка строительства находится практически в центральной части этой ступени близ ее сужения.
В пункте строительства и на стройплощадке глубина залегания скальных пород целиком зависит от мощности древней коры выветривания. Обычно эта мощность существенно увеличивается в зонах повышенной трещиноватости. Данное обстоятельство свидетельствует о древности (т.е. по крайней мере, о палеогеновом возрасте) заложения большинства таких зон, в том числе и тех, которые представлены линеаментами. Таким образом, с позиций регионального подхода пункт и площадка строительства Южно-Уральской АЭС выбраны достаточно удачно.
Основными задачами изучения пункта строительства являлись уточнение расположения и строения Сосьвинско-Коневского разлома и тектонического положения стройплощадки Южно-Уральской АЭС. Для решения этих задач привлекался комплекс геолого-геофизических методов (рис. 5.31).

Маршрутное обследование и анализ локальной сети геоморфологических профилей (рис. 5.32) показали, что зона Сосьвинско-Коневского разлома в рельефе не выражена. Некоторое различие ландшафтов на его крыльях обусловлено, скорее всего, сменой литогенной основы и влиянием антропогенных факторов. В скважинах, пробуренных в зоне главного сместителя этого разлома различными организациями, мощность этой зоны достигает 20 м. Здесь вскрыты милониты по диабазам (породы из западного поднятого крыла) и известнякам из восточного опущенного крыла). Новейшие структуры фиксируются по деформациям тех же геоморфологических уровней, что и на профилях региональной сети. Возраст эоценового и олигоценового геоморфологических уровней подтвержден здесь соответствующими отложениями, зафиксированными геологической съемкой масштаба 1:50 000. Их деформации подтвердили наличие ряда флексур. Кроме того, анализ горизонтального расчленения рельефа позволил отдешифрировать в пределах региональных линеаментов локальные более узкие и менее протяженные линеаменты. Региональные линеаменты при таком детальном изучении оказываются составными из систем, надстраивающих друг друга и не всегда параллельных локальных линеаментов. Последние являются отражением конкретных зон повышенной трещиноватости, получивших отражение в рельефе (спрямленные крутые склоны, участки долин и т. п.). Все они не фиксируются в деформациях геоморфологических уровней, а потому, очевидно, не обновлялись на новейшем этапе геологического развития. Bocточно-Мехлинская региональная флексура (IX-1) фрагментарно совпадает с магистральным сместителем Сосьвинско-Коневского разлома. Ho это совпадение объясняется, скорее всего, тем, что флексурой использован механически ослабленный участок раздробленных пород, а также сочленение различных по прочности нижне- и верхнепалеозойских образований.
Существующие геофизические материалы позволяют предполагать, что в районе Южно-Уральской АЭС развиты преимущественно субвертикальные разрывы, отвечающие фиксистскому варианту трактовки тектонического строения территории. Субгоризонтальные и наклонные на восток тела серпентинитов, выполняющие роль подошвы аллохтонной пластины, расположены западнее.
Для установления истинного характера ближайшего к Южно-Уральской АЭС Сосьвинско-Коневского разлома через его магистральный сместитель был проложен комплексный геофизический профиль. По нему были проведены электроразведочные (ВЭЗ МДС с шагом наблюдений 50-500 м и интерпретацией методом “особых” точек) и сейсморазведочные (метод МОГТ с регистрирующей аппаратурой типа Bison Instruments Inc типа Ceo Pro 9024 и обработкой по специальной программе) исследования. Интерпретация комплекса полученных материалов показала, что при приближении к зоне указанного разлома глубина проникновения трещиноватых зон увеличивается от 0,2 до 3 км. Трещиноватые зоны, связанные с магистральным и оперяющими сместителями в разрывной зоне, практически вертикальны до глубин в 3 км и более. По разные стороны от магистрального сместителя волновая картина существенно разная. К западу от него эта картина отражает присутствие массивных вулканогенных образований, разбитых на блоки системами трещин северо-западного и северо-восточного простираний. К востоку от магистрального сместителя по крайней мере до глубин 0,1-0,5 км фиксируется субгоризонтально слоистая толща (средний карбон). He исключено распространение более древних, но сходных по строению толщ и на больших глубинах. Структура геоэлектрического и временного разрезов позволяет фиксировать здесь субвертикальный разрыв (сброс) с относительным опусканием восточного крыла по крайней мере на 30 м (по данным ВЭЗ МДС) и 100-500 м (по данным МОГТ). Отсутствие разрывного оперения магистрального сместителя в его западном поднятом крыле противоречит представлению о надвиговой природе Сосьвинско-Коневского разлома, так как у надвигов, как правило, сильнее раздроблено именно поднятое крыло — аллохтон. Анализ локальной сети детальных геоморфологических профилей показал, что Сосьвинско-Коневский разлом и его магистральный сместитель не получили заметного отражения в новейшем структурном плане, а потому можно считать данный разлом в целом не обновленным.
На основании всего комплекса геолого-геофизических исследований можно заключить, что: 1) магистральный сместитель Сосьвинско-Коневского разлома до глубины 2,5 км характеризуется признаками субвертикального сброса; 2) по геологическим данным этот сместитель был наиболее активен в конце палеозоя и не обновлялся на новейшем этапе геологического развития, т. е. в течение последних 30±10 млн. лет; 3) все это противоречит предположению о том, что данный сместитель может проходить под стройплощадкой Южно-Уральской АЭС на глубине в первые километры и что разрывные структуры в районе стройплощадки могут служить оперением Сосьвинско-Коневского разлома.
Тектоника промплощадки уточнялась на основе полученных ранее и вновь проведенных геологических и геофизических материалов. Составленная на их основании схема (рис. 5.33) явилась основой для организации геодинамического полигона, ориентированного на выявление современных тектонических движений.
Таким образом, Южно-Уральская АЭС расположена в благоприятных геологических условиях и не имеет противопоказаний в отношении современных тектонических движений для продолжения строительства, так как:
а) ее стройплощадка расположена в пределах единого морфоструктурного блока;
б) разрывные структуры, пересекающие эту стройплощадку и котлованы под реакторы, представлены древними, не обновлявшимися на новейшем этапе геологического развития (-30 млн. лет) локальными разрывами и зонами повышенной трещиноватости, для которых нет оснований предполагать активные современные разрывные смещения.


title-icon Подобные новости