» » Выделение и интерпретация платформенных линеаментов

Выделение и интерпретация платформенных линеаментов

Рациональная методика выявления приповерхностных разрывных структур и оценки их активности на платформах не разработана. В большинстве случаев дело ограничивается трассировкой линеаментов на основе дешифрирования разнообразных материалов (аэрокосмических фотоизображений, топокарт, различных геофизических карт и т.п.). В тектонической интерпретации этих линеаментов намечеются две противоположных тенденции.
Первая тенденция отражает чрезвычайную осторожность исследователей, которые предпочитают собственно неотектоническим картам составлять карты структурногеоморфологические или геоморфолого-неотектонического районирования. На них выделяются либо блоки, либо “основные формы рельефа”, разделенные “структурообразующими линеаментами“, часть из которых интерпретируется как “геодинамически активные зоны с повышенной деформированностью среды, трещиноватостью и проницаемостью горных пород”.
Вторая тенденция, напротив, практически сводится к признанию разрывной природы большинства платформенных линеаментов и даже к отнесению их в категорию активных разрывов. Примером может служить Карта активных разломов территории Северной Евразии. На ней Русская плита характеризуется плотностью различно ориентированных активных разломов, сходной с их плотностью в орогенах Кавказа и Средней Азии. При этом скорости разрывных смещений по ним оцениваются в мм/год. При подготовке материалов для комплекса карт ОСР-97 в результате использования данного подхода оказалось, что Западная Сибирь имеет большую плотность активных разломов, чем Восточная Сибирь и Приморье.
Совершенно очевидно, что обе упомянутые тенденции не пригодны для инженерногеотектонических исследований. Более рациональным представляется подход, отраженный в предшествующем изложении. Этот подход, применительно к инженерно-геологическому районированию ориентирует, в частности, на то, что по мере детализации соответствующих структурно-геоморфологических исследований неотектонические элементы определяют все более высокие порядки подразделений инженерно-гологических.
В настоящее время можно привести отдельные примеры как более рационального выявления и интерпретации платформенных линеаментов, так и геофизической проверки тектонической природы линеаментов.

title-icon Подобные новости