» » Стадийность инженерных изысканий

Стадийность инженерных изысканий

По-видимому, нет необходимости в анализе всех многочисленных нормативных документов, регламентировавших стадийность инженерных изысканий. Достаточно привести схемы из последних строительных норм и правил, чтобы отметить их большое сходство, позволяющее наметить 3 укрупненные стадии — предпроектную, рабочего проектирования и постпроектную (табл. 5.8).

Однако в недавней практике существовали и более сложные схемы. В качестве примера можно упомянуть Инструкцию BCH 38-82 [1984], в которой проектно-планировочные работы предусматривают следующие стадии и масштабы итоговых материалов:
1. районная планировка, включающая: а) схему районной планировки в масштабах 1:300 000— 1:100 000, реже 1:500 000 и б) проект районной планировки в масштабах 1:100 000 — 1:25 000;
2. генплан (1:25 000— 1:10 000), который для городов с населением более 500 тыс. человек часто разрабатывался в двух стадиях: а) ТЭО генплана и б) генплан;
3. проект планировки промзоны (1:5 000);
4. проект детальной планировки (1:5 000 — 1:1 000) и
5. проект застройки (1:1 000 — 1:500).
Первые две стадии, очевидно, являются предпроектными, а три остальные соответствуют рабочему проектированию.
В научной литературе также предлагались сложные схемы стадийности инженерногеологических изысканий. Так, Р.С. Зиангиров, B.C. Быкова и М.П. Полтев предлагают выделять 6 этапов таких изысканий.
Первый этап предусматривает исследования для общего планирования строительства страны (бывш. СССР) в целом, по республикам, краям, областям, крупным агломерациям населенных пунктов. Они проводятся для определения возможности и экономической целесообразности возведения объектов на территории, выбора площадок строительства и составления вариантов схем генерального плана крупных населенных пунктов. В результате изысканий предполагается получить материалы об инженерно-геологических условиях территории. Эти материалы используются, главным образом, организациями, планирующими строительство. Оценка условий опирается преимущественно на обобщение материалов выполненных ранее инженерно-геологических исследований и съемок, но допускаются и дополнительные обследования, в основном рекогносцировочного характера. Уже на этой стадии исследований необходимы среднемасштабные схемы структурно-геоморфологического районирования и выявления зон локализации сейсмодислокаций и других опасных геологических процессов в сейсмических областях. Желательно проведение детального сейсмического районирования или уточнение исходной сейсмичности.
Второй этап объединяет изыскания при выборе площадок строительства. Предполагается получить материал для сравнения инженерно-геологических условий намеченных вариантов размещения площадок строительства и для оценки ориентировочных объемов мероприятий для охраны геологической среды. На данной стадии структурногеоморфологическое районирование целесообразно дополнить сведениями об активизированных структурах, особенно разрывных.
Третий этап — изыскания на выбранной площадке строительства и трассах коммуникаций должны охарактеризовать инженерно-геологические условия с детальностью, достаточной для разработки генерального плана намеченного объекта строительства и определения конкретных мероприятий по охране геологической среды.
При отсутствии инженерно-геологических карт нужного масштаба проводится инженерно-геологическая съемка. Необходимы крупномасштабные схемы структурногеоморфологического районирования с акцентом на трассировку и анализ строения разрывных зон, а также на локализацию современных тектонических движений.
Ко второму и третьему этапам изысканий в сейсмических областях целесообразно приурочить работы по сейсмическому микрорайонированию.
Четвертый этап — изыскания для проектирования отдельных зданий и сооружений. Их материалы должны обеспечить возможность выбора расчетных схем и выполнения расчетов оснований зданий и сооружений, проектирование трасс коммуникаций и разработку окончательных решений по выполнению профилактических и защитных мероприятий, в том числе и по охране геологической среды. На этом этапе выполняется инженерногеологическая разведка, а при необходимости и инженерно-геологическая съемка. Составляются детальные структурно-геологические схемы, особенно при наличии разрывных нарушений под сооружениями. Необходима количественная оценка современных смещений, если активизированные структуры располагаются под зданиями и сооружениями или в непосредственной близости от них.
Пятый этап — инженерно-геологические работы и исследования в период строительства зданий и сооружений, а также при укреплении грунтов в их основании и при выполнении мероприятий, связанных с охраной геологической среды. На этом этапе выполняется обследование котлованов, траншей и других выработок. Если реальные инженерногеологические условия отличаются от предполагавшихся ранее, инженеры-геологи совместно с проектировщиками вносят коррективы в проектные решения.
Шестой этап — исследования в период эксплуатации зданий и сооружений. Они обычно осуществляются строительными организациями, а на особо ответственных объектах и в районах со сложными инженерно-геологическими условиями — специальной службой, ведущей стационарные наблюдения за деформациями (в том числе тектоническими) зданий и сооружений и их оснований и другие исследования.
Для массовых видов наземного строительства изыскания второго-четвертого этапа выполняются, по мнению упомянутых авторов, в одну стадию.
В данной схеме первый этап, очевидно, относится к межрегиональным и региональным исследованиям, второй — к предпроектным, третий и четвертый — к рабочему проектированию; а пятый и шестой этапы детализируют постпроектную стадию.
Нет необходимости более множить подобные примеры. Ясно, что все три упомянутые выше укрупненные стадии инженерных изысканий могут быть при необходимости детализированы.
Важно подчеркнуть, что тектонический аспект инженерных изысканий разработан недостаточно, хотя принципиальная необходимость тектонических исследований отмечается во многих современных нормативных и методических документах. При этом тектонические исследования часто связываются с геоморфологическими, поскольку рекомендуется изучение выраженности в рельефе тектонических структур. Соответственно, необходимо остановиться на существующих особенностях комплексных структурно-геоморфологических исследований при инженерных изысканиях.

title-icon Подобные новости