title-icon
Яндекс.Метрика

Региональные исследования инженерно-геологического районирования


Региональное инженерно-геологическое районирование также традиционно опирается на структурно-тектонические критерии при выделении крупнейших таксономических единиц. При этом постепенно все определеннее становится роль неотектоники для районирования не только орогенетических, но и равнинных (преимущественно платформенных) областей.
Именно к региональным исследованиям относятся рассмотренные ранее варианты подходов и более или менее устоявшиеся принципы районирования, когда тектонические структуры лежат в основе подразделений от региона до района, реже до подрайона. Поэтому в данном случае целесообразно остановиться только на некоторых современных тенденциях совершенствования подобного районирования.
В первую очередь необходимо отметить, что и при региональных исследованиях может использоваться рассмотренная выше двухрядная перекрестная система типизации инженерно-геологических условий. В тектоническом аспекте данной системы ведущей остается историко-тектоническая классификация. Как было показано С.Б. Ершовой для платформенных территорий: 1) подклассы регионов здесь выделяются по возрасту консолидации платформенного фундамента (деление на древние — эпипротерозойские и молодые — преимущественно эпигерцинские платформы); 2) типы регионов (щиты, массивы и плиты древних и молодых платформ) разделяются по геологическому строению, отражающему длительную направленность тектонических движений и получившему отражение в количестве и соотношении структурных этажей, специфике формационных рядов, неотектонических структур и движений, генезиса четвертичных отложений, рельефа, гидрогеологии, современных инженерно-геологических процессов и т.п. (табл. 5.6).


Другой тенденцией является возрастающая роль неотектоники при выделении разномасштабных подразделений. Для орогенических областей эта роль наиболее очевидна, поскольку даже отдельные локальные складки и блоки здесь получают отчетливое орографическое выражение. Ho и в платформенных областях многие локальные особенности строения рыхлого чехла, мощности и фациального состава четвертичных отложений, гидрогеологии и т.п. определяются новейшими тектоническими движениями и структурами. В пределах плит, где новейшие движения четко фиксируются в строении платформенного чехла, рекомендуется поэтапный анализ новейших тектонических движений, который позволяет наметить молодые, часто плиоцен-четвертичные перестройки структурного плана и инверсию вертикальных движений (обычно со сменой преобладающих конседиментационных опусканий на воздымание). В частности для юга Западносибирской плиты, где было выделено четыре основных этапа новейшего развития (1 — олигоцено вый, 2 — неогеновый, 3 — позднеплиоцен-раннечетвертичный и 4 — четвертичный со среднечетвертичным, позднечетвертичным и современным подэтапами), предлагалось выделять следующие области, районы и подрайоны.
1. Инженерно-геологические области первого порядка по особенностям всего новейшего этапа геологического развития.
2. Области второго порядка по возрасту и генезису рельефа и синхронной седиментации для различных эпох новейшего этапа
3. Области третьего порядка — по количественно определяемой интенсивности наиболее молодых (четвертичных) тектонических воздыманий, определивших морфологию и степень эрозионного расчленения современного рельефа
4. Инженерно-геологические районы — по особенностям геологического строения верхнего (четвертичного) геолого-генетического комплекса
5. Инженерно-геологические подрайоны — по изменению мощности и литологического состава осадков поверхностной толщи, обусловленным конседиментационными движениями локальных структурных элементов.
В качестве вспомогательных материалов рекомендовалось составление поэтапных карт новейших тектонических движений и суммарной схемы перераспределения зон воздыманий и прогибаний, объясняющих в значительной степени закономерности изменения основных факторов инженерногеологических условий (рис. 5.10). Особенно важна карта амплитуд четвертичных движений (рис. 5.11), когда активизировались воздымания, произошло становление современного рельефа и формирование подземного стока вод.

Совершенно очевидна необходимость корреляции иерархии элементов неоструктурного районирования с иерархией подразделений инженерно-геологического (и гидрогеологического) районирования. Такая корреляция будет иметь существенную региональную специфику и, в первую очередь, вероятна для горно-складчатых (орогенических и рифтогенных) областей. При этом все большую роль будет приобретать выявление новейших разрывов, как естественных разделителей (пограничных элементов) блоковых структур.
В настоящее время для ряда регионов (Тянь-Шань, Большой Кавказ) разработаны сложные иерархические схемы районирования новейших блоковых и складчатых структур (рис. 5.12). Эти схемы полезно сопровождать таблицами, в которых отражена не только иерархия упомянутых структур, но и ряд их параметров (индекс на схеме, название, тип, ориентировка, размеры), полезных для инженерно-геологического районирования (табл. 5.7). Как было показано выше, подобные таблицы отражают иерархию разрывных структур и содержат материал по ряду их параметров (например, протяженность разрыва, амплитуда новейшего смещения и возраст смещенного геоморфологического уровня).

Для равнинных областей также разработаны схемы неотектонического районирования, используемые в инженерно-геологическом районировании (рис. 5.13). При этом выяснено, что даже для плит молодых платформ с мощным чехлом континентальных отложений и плоским аккумулятивным рельефом важную роль играет анализ новейших движений. Особенно актуален поэтапный анализ таких движений для территорий, испытавших их инверсию и преобразование структурных планов. Для Западной Сибири очевидна ведущая роль неотектонического фактора в формировании областей первого и второго порядков и районов.
С укрупнением масштаба исследований возникнет необходимость выявления активных разрывов, как самостоятельных структур, которые следует учитывать при инженерногеологическом районировании. Однако этот структурный элемент становится особенно актуальным при инженерных изысканиях для строительства, когда начинает обсуждаться вопрос о рациональном размещении конкретных (особенно ответственных) инженерных сооружений, устойчивости их оснований и т.п.